Голосовать граждане будут за партию и тех ее кандидатов (их имена перечислят в бюллетенях), которые выдвинуты в территориальных группах списков. Причем этих кандидатов будет немного - от одного до четырех (ранее в некоторых региональных группах партсписков было 15 и более человек). Таким образом житель каждой территорий будет знать, кто конкретно представляет его интересы в парламенте.
Территорий же будет 225: каждому субъекту Федерации, даже самому маленькому, будет соответствовать минимум одна территория. По подсчетам эксперта по выборам Михаила Тульского, в Москве будет полтора десятка территорий, в крупных регионах - 2-3. Методике, по которой раз в 10 лет будут "разрезать" страну пропорционально на 225, при этом оставляя каждую территорию в границах того или иного региона, посвящен значительный раздел законопроекта.
Каждой партии не обязательно выставлять 225 списков, можно и меньше, ограничений нет, но всего кандидатов должно быть не менее 100. Если на данной территории у партии своего списка (а значит, конкретных кандидатов) не окажется, то в бюллетене будет значиться только название партии, тогда как у соперников список будет более "одушевленным" - с перечислением имен конкретных кандидатов. Авторы не исключают ситуации, что в выборах поучаствуют более 10 партий - тогда в бюллетене будут только их названия, а имена кандидатов - в дополнительном списке, висящем в кабинке для голосования.
Региональная привязка достигается и тем, что конкретные кандидаты, а не только партии, смогут образовывать собственные избирательные фонды (до 6 млн руб.), направлять туда и личные средства, тратить их по своему усмотрению и вести более самостоятельную агитацию. Успешно проведшие агитацию получат мандаты: внутри партсписка они перераспределяются в зависимости от результатов каждой территориальной группы.
Процедура распределения мандатов внутри партии будет такова, что хотя бы один мандат получит кандидат от самых мелких регионов (Ненецкий АО, Магадан, Еврейская АО, Горный Алтай, Камчатка) - тогда как раньше их представителям мандат мог не достаться или передавался отказавшимися от мандатов Путиным и Медведевым. Мандат в мини-регионе получит кандидат от той партии, которая на данной территории победит.
В законе содержатся и нормы по обеспечению большей прозрачности голосования - в частности, закреплено право на видео- и фотосъемку на участках и предусмотрена видеотрансляция хода голосования в интернет.
Представители оппозиции ранее заявляли, что нововведения больше пойдут на пользу "Единой России" и вообще старым партиям, имеющим большую сеть региональных филиалов и возможность выставлять на всех территориях сильных кандидатов.
Проект нового закона РИА Новости прокомментировал представитель Лиги избирателей Сергей Пархоменко. "Там есть ключевой пункт - это нарезка страны на 225 избирательных территорий. Известно, что та схема, которая существовала еще в эпоху мажоритарных выборов, частичных в России, была тоже поводом для большого количества нарушений и источником большого количества нарушений. От этой нарезки зависит очень многое", - считает Пархоменко.
Он обратил внимание на значительное уменьшение порога регистрации партий, но добавил при этом, что регистрация партии - "это сугубо формальный акт". "Должны поступить гарантии равенства доступа партий к средствам массовой информации", - убежден Пархоменко.
По его словам, сегодня это на деле не соблюдается, таким образом, возникает большое количество нарушений еще в период агитации. "Весь вопрос в том, насколько этот новый закон гарантирует такого рода равенство кандидатов и гарантирует защиту от злоупотребления служебным положением и положением госслужащих... Эти гарантии в законе ясно пока не видны", - заключил Сергей Пархоменко.
На прошлой неделе "Газета.ru" сообщала, что авторство идеи "225 территорий" принадлежало Владиславу Суркову в его бытность заместителем главы кремлевской администрации. Однако, как утверждалось, после перехода Суркова в правительство и назначения на его место Вячеслава Володина концепция изменилась - новый кремлевский чиновник предложил вернуться к смешанной системе выборов, когда половина из 450 депутатов избиралась бы по партийным спискам, а другая - по одномандатным или двухмандатным округам. Однако, как мы видим, победил именно "сурковский" вариант.