Скандал в НАО. Кому выгоден срыв сессии окрсобрания?
На повестку дня сессии выносилось 15 вопросов. Нельзя сказать, что все они требуют неотлагательного принятия решений, однако решения по двум вопросам, будь они приняты на сессии, действительно, расставили бы многое по своим местам.
Во-первых, это столь бурно обсуждавшийся вопрос «О внесении изменений в Закон округа «Об окружном бюджете на 2004 год». Напомним кратко его судьбу. За 9 месяцев текущего года налоговикам удалось собрать небывалую сумму, которая образовала профицит примерно в 77 миллионов рублей. Между тем, финансирование многострадальной инвестиционной программы на тот же момент времени составило 30 миллионов рублей из 430 запланированных. Этот дисбаланс и был призван устранить данный законопроект.
Как бы там ни было, еще перед предыдущей сессией, на которую вопрос выносился в первом чтении, депутаты наткнулись на серьезную проблему: администрация представила законопроект с нарушениями. В частности, не был подготовлен отчет об исполнении бюджета за 9 месяцев, и это означало, что законопроект рассматривать нельзя. Однако депутаты, судя по всему, закрыли на это глаза. Их понять можно, закон должен был решить многие проблемы – расселение погорельцев, решение проблем Красного и Тельвиски и другие.
Закон был принят в первом чтении. Позавчера на Комитете по социально-экономическому развитию его снова бурно обсуждали, но, увы, во втором чтении принятие так и не состоялось. 77 миллионов рублей остаются висеть в воздухе, жильцы в ветхих домах – зимовать еще одну зиму, жители Красного – воевать со становящимися привычными чрезвычайными ситуациями.
Такое положение дел может быть выгодным только администрации округа. Ясно, что остаться у власти еще на один срок Владимиру БУТОВУ и компании фактически не светит. Здесь существует соблазн прикарманить то, что еще не прикарманено. Можно вполне использовать не только 430 миллионов инвестиционной программы, но и 77 миллионов профицита и другие деньги, благо, по данным руководителя Межрайонной инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по Архангельской области и НАО Анатолия МЯНДИНА, на 1 октября на счете окружной администрации находилось ни много, ни мало – 705 миллионов рублей. Если и дальше «динамить» принятие законопроектов, то их можно потратить на выборы или просто оставить у себя навсегда.
Во-вторых, не выгодным для администрации округа было принятие еще одного Закона – «О порядке исчисления сроков избрания одного и того же лица на должность главы Администрации НАО», который должен был рассматриваться в первом чтении.
Известно, что по отношению к действующему главе, окружное Собрание делится пополам: семь депутатов стабильно поддерживают Бутова, семь, по тем или иным причинам, находятся в оппозиции. Один депутат всегда воздерживается. Таким образом, вопрос о третьем сроке Бутова висит в воздухе уже около года. Принятие закона означало бы окончание истории.
Однако заканчивать ее Бутову, видимо, рано. Гораздо удобнее было бы в аккурат перед окончанием срока приема документов от кандидатов занести определенную сумму сомневающимся, склонить чашу весов на свою сторону, а потом времени на обжалование решения в суде просто не останется.
Между тем, времени у Бутова не так уж много. Закон необходимо принять в двух чтениях до 15 декабря – это крайний срок подачи документов в окризбирком. Не надо забывать, что и у противников Бутова есть мощные ресурсы, так что шансов у нынешнего главы совсем немного. Как будет складываться ситуация дальше, покажет время. Неприятно другое – снова и снова рядовые граждане, избиратели становятся орудием в руках политиков. Все махинации действующей власти ведутся на наши деньги. Так стоит ли снова эту власть выбирать?
Семен МОРОН,
«Известия НАО»