Судьбу российских партий решит… Абрамович
Перспективы российских политических партий будут выглядеть согласно поговорке «Лучше меньше, да лучше». По крайней мере, предстоящие изменения в закон «О политических партиях» пытаются трактовать именно таким образом. Изменения только что благополучно прошли первое чтение и, учитывая, что «за» проголосовало 85% депутатов и, имея в виду вообще расклад сил в нижней палате, следует предполагать, что закон будет «модифицирован» быстро и сравнительно легко. Что касается Совета Федерации, то серьезной оппозиции этим изменениям там тоже не предвидится, вернее, некому эту оппозицию сколачивать – закон, в конце концов, о партиях, а не о пиве.
Авторы поправок (Валерий БОГОМОЛОВ, Сергей ПОПОВ, Дмитрий РОГОЗИН, Владимир ЖИРИНОВСКИЙ – представители всех крупнейших фракций Госдумы, за исключением КПРФ) считают, что дальнейшее укрупнение партий сделает политическую жизнь более «серьезной» и избавит при этом федеральный бюджет от излишних расходов, связанных с поддержкой маловлиятельных и «неплатежеспособных» организаций (некоторые партии до сих пор не расплатились за эфирное время в период последней парламентской кампании).
Предполагается, что вскоре минимальная численность партий должна повыситься до 50 тысяч членов (вместо 10 тысяч согласно действующему варианту закона), при этом предполагается, – хотя этот момент освещен в законопроекте расплывчато, – что организации должны быть созданы в каждом субъекте Российской Федерации. В половине субъектов РФ число региональных партийцев должно быть не менее 500, в остальной половине – не менее 250 человек. Вице-спикер Госдумы Владимир ПЕХТИН («Единая Россия») заявил, что создается «еще одно звено в цепи построения развитой партийной системы в стране». Прежними звеньями, видимо, были решения о поднятии порога прохождения в Госдуму (на следующих выборах будет 7%) и ликвидация института депутатов-одномандатников – правда, реализовать их еще предстоит. Нынешние поправки еще могут считаться не такими уж жесткими: в первоначальных планах «единороссов» было увеличение «порога численности» до 100 тысяч человек, а «порога прохождения» – до 10%.
В принципе, новый законопроект – по крайней мере, в варианте, представленном к первому чтению, – не должен сулить «партстроителям» особых проблем, учитывая отечественную специфику этого партстроительства. До сих пор партии формировались в основном, как известно, не идейными борцами, а политтехнологами – во всяком случае, при наличии у заинтересованных лиц 150-200 тысяч долларов проблем с регистрацией организации не было. За эту сумму они получали не только устав, программу, но и список из 10 тысяч членов и вообще все необходимое для получения заветного свидетельства Минюста. До 2001 г. все было еще проще и дешевле, благо фактически одно и то же лицо могло состоять в разных организациях, оттого число этих организаций превышало 200, а круг состоящих в ней «революционеров» был по-прежнему узким. Теперь может разве что возрасти начальная сумма, то есть стоимость регистрации «под ключ», с учетом необходимости расширения паспортной базы данных различных политконсалтинговых структур. И то возрастет она не на порядок.
Основная сложность по-прежнему – поддержание партии в реально действующем, а не спящем состоянии. На это до сих пор требуется минимум 5-7 млн долл. в год, и затраты все равно росли бы вне зависимости от законодательных новаций. Однако последние новшества несут партстроителям некоторые проблемы, хотя и скрытые. Хотя уже сейчас минимум семь партий из сорока четырех зарегистрированных Минюстом формально превышают пятидесятитысячный порог, большинство из них спотыкаются о новые региональные «пороги». Дело в том, что в России есть несколько субъектов РФ, где наскрести не то что 500, но даже 250 «партийцев» трудно даже политтехнологическими ухищрениями. Скажем, в Чукотском АО ныне все население (от младенцев до стариков) с трудом превышает 50 тысяч человек и продолжает сокращаться. Администрация Романа АБРАМОВИЧА ввиду нелегкой социально-экономической ситуации (и климата, само собой) на северо-восточной окраине страны предложила даже план всеобщего перевода обитателей Чукотки на вахтовый метод работы. Иными словами, скоро постоянно живущего и прописанного в регионе взрослого населения может остаться так мало, что даже при мобилизации всех тамошних оленеводов, рыбаков и золотодобытчиков создать свою организацию там смогут всего две-три партии. Остальные, не закрепившись в регионе, автоматически лишатся и общероссийской регистрации в Минюсте (по логике нового варианта закона). В этой ситуации административный ресурс – и на Чукотке особенно – приобретает еще большее значение.
Источник: http://daily.rbc.ru/comments/index.shtml?2004/11/11/63055