МЭР-2005. Юрий ГУСАКОВ: «Не хочу обманывать ожидания и чувствовать себя обязанным…»
- Когда я подавал документы на выдвижение в мэры Архангельска, кандидатов было всего четыре. Ну, один из них – Древарх, который во всех кампаниях участвует (Гусаков тут же подчеркнул, что он ко всем кандидатам относится уважительно – это их право выдвигаться. – прим.авт.). Но в последний день подачи уведомлений кандидатов было уже 17. Я считаю, что есть некие силы, которые хотят выборы в городе сорвать. Так, еще осенью один из кандидатов, Александр Донской (требуется уточнение – Викторович) «как ледокол» прошелся своими действиями по доверию к власти людей и сильно его подорвал. Критерий этого доверия – на прошедших выборах четыре округа проголосовали против всех. Даже произошла небывалая для Архангельска вещь – в одном из округов протестное голосование превысило 30%. Наверное, некоторые политтехнологи это и используют, когда нет такого явного противодействия, явной борьбы, как 4 года назад, когда Баданин выступал против Нилова. И к ним близко находился Кочанов. Здесь же некий расплыв среди кандидатов. Поэтому уверен, что некие силы хотят довести до абсурда выборы. И в дальнейшем будет попытка углубить вертикаль власти (он произносит это слово специально как Горбачев. – прим.авт.) настолько, чтобы назначение президентом губернаторов продолжалось и на более низком уровне – до назначения губернатором глав муниципальных образований. Может, Архангельск хочет стать первым городом в России, чтобы отметиться и завоевать доверие президента на уровне губернатора?.. Я не знаю, что происходит, но считаю, что эти выборы – просто издевательство над избирателями, если огромное количество людей, заведомо технических кандидатов, пытаются пойти на эту должность мэра. Или идут в поддержку кого-то. Но еще раз хочу подчеркнуть – никого не хочу обижать. Может, на самом деле все себя достойными чувствуют. Так что, скорее всего, в ближайший день приму решение – стоит ли оставлять свое имя в этом ряду. Скорее всего, не буду. Хотя сбор подписей идет.
Юрий Вячеславович отметил, что когда он сообщил о своем решении идти на пост мэра, многие люди эту инициативу одобрили. И это были даже незнакомые ему люди. И никто не заявлял, что он не справится с этой задачей.
- Почему вы поставили перед собой такую задачу? Ведь вы уже перешли с городского на областной уровень власти, став депутатом законодательного собрания региона?
- С 1996 года я был заместителем руководителя горсовета. И плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Я такую «рубашку» или «костюм» на себя уже тогда примерял. Но в то время мне казалось, что нет достаточного опыта, а, может, и ответственности – ведь выдвигаться на мэра очень ответственный шаг. Затем стал понимать, что я не слабее тех людей, которые выставлялись на данный пост. И пройти мне вполне было бы реально. Долго все же сомневался, но – реакция на мое выдвижение была положительной. С другой стороны, выборы мэра связаны с определенными финансовыми затратами. Я сам не коммерсант, у меня нет предприятий, и поэтому собственные средства или деньги олигархов (как многие это делают) я не собираюсь вкладывать в выборы, чтобы не быть от них зависимым. Мог бы, конечно, привлечь в свой избирательный фонд средства ряда предприятий, которые были на это согласны. В рамках закона, конечно. Но теперь обманывать их ожидания (не возможным проигрышем, а тем, что эти выборы сорвутся) и чувствовать себя обязанным даже по такому поводу не хотелось бы. Прогноз мой такой: уверен более чем на 50%, что выборы не состоятся. Это касается и выборов в горсовет.
- А вы считаете правильным, что выборы мэра были перенесены?
- Сейчас абсолютно убежден, что выборы мэра и горсовета совместили правильно. Мы ведь продлили не конкретно Нилова (я его уважаю, как и Балакшина, и на их критике не буду себе зарабатывать очки… это не по мне). Представьте, что на выборы мэра наложилось бы еще и областное собрание – в голове у избирателей была бы полная каша. К тому же, некоторые люди идут сразу во все уровни – складывается такая иллюзия, что им все равно, куда идти.
- Как партия «Родина» отреагировала на ваше выдвижение? Вы заявили о себе как самовыдвиженец.
- Для того, чтобы идти от партии, нужно было провести конференцию. Ее не сочли нужным проводить. Но о том, что партия готова меня поддержать, говорили еще перед выборами в областное собрание. Вопрос такой и в Москве рассматривался. Но в целом, если говорить о партии – сейчас у нее есть и еще более важные дела. Голодовка лидера партии Рогозина и пяти членов фракции идет почти неделю в знак протеста реализации закона №122. Люди требуют хотя бы приостановить его и отправить в отставку Зурабова. Сейчас идет сбор подписей депутатов Госдумы, чтобы инициировать отставку правительства. Сегодня днем их было уже 78, оставалось 15 человек – к сожалению, коммунисты опять «предали»: были вроде за, а теперь не дают согласия. Это все очень серьезно. Кстати, очень интересен православный взгляд на эту тему. Голодовка - своего рода определенный пост. Монашествующие говорят, что если это делается во благо людей, то бог в помощь, и все хорошо закончится, а если, чтобы заработать себе политические очки, – бог им судья. Если Рогозин и соратники в душе исповедуют цели настоящие, делают во благо людей… Много звонков и в региональное отделение поступает, телеграммы есть даже от Лешуконья. Главное – чтобы сейчас здоровье голодающих не пострадало. Кстати, историки подняли вопрос, что в России это первый случай голодовки государственных людей. Сегодня в партии этот вопрос прежде всего стоит. Выборы мэра даже отошли на второй план. Но – поддержка от партии будет.
- С какими основными задачами вы планировали выдвигаться на пост мэра?
- Серьезные проработки программы были и на уровне Москвы. Отмечу основное – ведь каждый кандидат говорит практически одно и то же. Итак, планируется привлечь порядка 1 миллиарда рублей на финансирование по программе «Ветхое жилье», но только специально для Архангельска. Миллиард – цифра очень серьезная. Для сравнения, в областной программе на жилье отводится 150 миллионов. Я могу покритиковать власти города и области (нормально, а не оголтело) в том, что они не имели выхода для участия в федеральных программах. Я же, со своей стороны, имею опыт участия в федеральных программах как президент некоммерческого партнерства «Соловки». А на деле реализовать эти средства можно вот как. В центре города стоят деревяшки. Для проживающих в них людей надо тут же построить дома приличного качества, чтобы расселить их. К тому же земля в центре города пользуется спросом, а сегодня непонятно каким образом переходит непонятно в чьи руки (здесь я тоже не буду никого задевать), а можно было бы строить через конкурсы элитные дома в центре, где нужно, и здесь же – например, на Выучейского дома, и освоить миллиард рублей. И, конечно, как опытный депутат, я представляю достаточно хорошо другие проблемы города – и в отношении культуры, образования, соцзащитты. Знаю: сколько, чего и как нужно сделать.
- Наверное, знаете тогда, как сделать нищенский бюджет богаче?
- Нынешнее налоговое законодательство существенно ограничивает налоговые поступления в муниципальные бюджеты. Но надо понимать, что пополнение возможно не только со стороны налогов. Есть и другая деятельность. Привлеченные средства может дать участие в федеральных программах. Необходимо обратить внимание и на то, что в городе слишком глубоко идет приватизация. У наших соседей финнов, например, приносящая прибыль электростанция - муниципальная. У нас же идут постоянные попытки что-то приватизировать. А город должен оставлять за собой возможность зарабатывать деньги, прежде всего, через свои муниципальные предприятия. Возвращаясь к налогам, отмечу, что собирать их можно более избирательно. Сейчас один и тот же налог на имущество идет и с бедных хрущевок, и от элитных домов, коттеджей. Такого не должно быть. Те, кто строит коттеджи, вполне реально могут заплатить более высокий процент за свое имущество. Так принято везде. Если ты живешь в обществе, должен понимать, что ты не один, должен также достойно платить налоги и обеспечивать социальное спокойствие. Кстати, туризм – еще одно средство привлечения денег. У нас такая богатая история, а инфраструктуры нет… В других странах же, где нет достопримечательностей, и то зарабатывают на туризме. Например, финны как делают: берут, ставят чум, весят рога и берут по 20 долларов за вход. А у нас что, нечего показать, что ли? Те же Малые Карелы, которые сейчас известны только в узких кругах. Честно говоря, город наш никто по-серьезному пока, с точки зрения развития туризма, не рассматривал.
- Если вы (опять же если) попадете на пост мэра, кого вы видите в качестве своих помощников для осуществления поставленных задач?
- Я неплохо знаю нынешних работников мэрии, с уважением отношусь и к тем, кто работал при Балакшине. Возможно, считаю, работать можно было бы и с теми людьми. Олег Нилов, видимо, поторопился – некоторые чиновники были уволены, а между тем они вполне заслуживают доверия. К сожалению, у нас существует проблема кадрового голода, людей, способных принимать решения и отвечать за них, не так много. А если такие есть, то занимаются собственным бизнесом, и вправе этого делать, потому что здесь зарплата у чиновников не достаточно высокая. Возможно, в мою команду кто-то и из бизнеса придет. А в принципе, профессионалов, к сожалению, мало. Если же они есть, то нет смысла полностью обновлять команду.
- Но руководитель команды, так или иначе, «обновится». Какие недостатки и достоинства вы видите у нынешнего управленца, Олега Нилова?
- Мне кажется, что его можно сравнить с предшественником Балакшиным. Нилов немножко дистанцировался от людей. И эта дистанция нарочито искусственно была создана. Павел Балакшин мог петь, танцевать, ходил по встречам – но это была одна крайность. То, как Олег Нилов себя поставил, отделился от всех граждан – крайность другая. Истина где-то посередине. Я заметил, что раздражает нынешняя крайность мэра многих – и корреспондентов, и простых людей, которые считают, что мэрия настолько закрытый орган, что трудно понять, что он хочет и делает. Мэр должен быть более доступным. И открытым – собирать журналистов раз в неделю, говорить, что получилось, что надо сделать… Это нормально. Ведь мэрия - не какая-то секретная организация.
- И вы готовы лично работать так, как описываете сейчас желаемое? И, кстати, как депутат с опытом, расскажите, как вы собираетесь в случае продолжения предвыборной борьбы с последующим восхождением на пост мэра построить работу с горсоветом?
- Безусловно, открытость должна быть, без закулисной игры. Вроде бы, Нилов организовал взаимодействие с горсоветом хорошо, сессии проходят оперативно, но это не есть «хорошо», что вопросы только в комиссиях прорабатываются. Не надо бояться дискуссий, ничего страшного в этом нет. И пусть кто-то хочет просто порисоваться. – журналисты не глупые, и избиратели поймут, что к чему. Все разберутся сами. По делам ведь о человеке узнают – слова можно всякие произносить. А в нынешних условиях, когда руководитель горсовета и мэр будут разными людьми, статут горсовета сильно повышается. Я считаю, что мэра и депутатов надо выбирать из числа своих горожан. Спорить можно только о том, каких именно. Так, Оулу-побратиме они проходят по партийным спискам. Это мне было в диковинку, но потом, вникнув, я понял, что в принципе это правильно. Люди знают, какая партия на уровне государства себя зарекомендовала. В то же время, люди в партийных списках тоже выделяются. Партия имеет свою строгую линию, партийную дисциплину. Те, кто формирует партийные списки, не будут тупо продавать места каким-то предпринимателям, иначе за них просто никто не проголосует. А то, что человек идет от партии – гарантия для избирателей, что он потом не изменит своих взглядов, убеждений.
- Если вы прекратите работу «на выборы» – на чем сосредоточитесь?
- На работе в областном собрании. Сейчас я подал заявление о желании работать в комиссии по государственному устройству, местному самоуправлению и отношениям с НАО. Возглавляет ее Александр Шашурин. Он готов взять меня своим заместителем. С ним у меня уже было несколько встреч. Кстати, до этого мы были не знакомы, действовали в разных партиях, соперничали. Но, тем не менее, к моему желанию работать в этой комиссии Шашурин отнесся с пониманием. Вообще, в облсобрании только три человека, близко знакомых с МСУ - Поликарпов, Шашурин и я. Нам всем предстоит большая работа. Необходимо привести областное законодательство в соответствие с федеральным, создать такие «правила игры», которые не будут ограничивать МСУ. Основываясь на том, что мешать людям в их инициативе не надо – это задача местного самоуправления.
Анна СМИРНОВА
Фото из архива Юрия Гусакова