МЭР-2005. Александр ТУТОВ. Фигура неуправляемая
- Это не моя идея – пойти в мэры. Это сделано по просьбе руководителя Партии пенсионеров – он убедил меня в том, что я должен возглавить региональное отделение. Ну а, соответственно, для защиты прав пенсионеров есть смысл выдвинуть кандидатуру в мэры города.
- Смысл есть. А финансовые возможности?
- Мои финансовые возможности меньше, чем у других кандидатов, несмотря на федеральную поддержку.
- А почему согласились?
- Я могу достаточно серьезно заявить о проблемах пенсионеров. В том числе и по отношению к 122 закону. Сначала я отказывался выдвигаться. Взять даже то, что мне до пенсии, как до луны пешком… Но права пенсионеров, с другой стороны, должны защищать те, у кого для этого есть физические возможности, здоровье. Кроме того, о проблемах пенсионеров не понаслышке знаю. У меня мама пенсионер, другие родственники. Поэтому, в целом, и выдвинулся. Подписи, уже, кстати, собраны. Наверное, сделали это быстрее всех – люди хорошо, легко подписываются, хотя знаю, что им уже все это надоело. Но мне приятно то, что к нашей партии люди хорошо относятся. Может, наши выступления по стране все-таки привели к такому результату.
- Кроме Партии пенсионеров, кто оказывает вам сейчас поддержку?
- Ветеранские организации, ребята, которые в Чечне воевали - Союз ветеранов локальных войн и воинов запаса, ряд общественных организаций. С Василием Поздеевым тоже сотрудничаем уже 7 лет (он и сам кандидат).
- С Поздеевым у вас несколько разные направления. Он, например, больше «тяготеет» к ЖКХ. А вы какие приоритетные задачи ставите?
- ЖКХ – это любимая тема Поздеева, но и моя тоже. Эту отрасль, я считаю, надо реанимировать, и снижать затраты. Дальше – вопрос с транспортом. Город у нас длинный, жителей мало, а доступного муниципального транспорта для перевозки основной массы населения нет – в основном ходит коммерческий. Трамваи восстанавливать нереально, это будет стоить гораздо дороже, чем разбирать рельсы. А вот троллейбус запускать надо. Это уже прописная истина – транспорт должен быть экологически чистым. И система управления городом тоже нуждается в изменениях. Достаточно серьезных. У теперешней руководящей команды менеджмент очень неэффективный. А у города есть масса возможностей для развития.
- И в чем его потенциал?
- Туризм и так далее. Город вроде северный, поморский, известный, а «конька» такого, который бы сильно туристов привлекал, нет. Да, Виктор Панов «шебуршит», и это хорошо, хотя затратно. Но надо, чтоб колорит был. Бренд города.
- И как вы себе представляете этот «бренд», «конька», на который можно «садить» туристов?
- Думаю, что поморская тема должна звучать. Взять тот же Поморский новый год. Кроме того, с городом связано много исторических, литературных фигур. Все это должно быть «озвучено». Возьмем те же Малые Карелы – они широко известны, но в очень узких кругах, а должны, по идее, привлекать все население. А Гостиные дворы? Это лицо города с 17 века. Лицо очень пошарпанное. Надо на нем делать буквально пластическую хирургию, восстанавливать.
- Чему еще требуется «хирургическое вмешательство»?
- Далее - очень важна чистота города. По улицам можно судить, что из себя город представляет. Если грязь, раздолбанные дороги, по которым не проехать, – туристов даже «коньком» не заманить. Многие, знаю, сейчас возвращаются из Архангельска и не слишком уважительно о нем отзываются. Потому что везде грязь. Потом надо решить жилищную проблему. Наверно, это одна из самых сложных задач, потому что строительство в городе запущенно. Но в принципе надо разрабатывать программы по строительству жилья. Ведь к тому же в городе есть большой фонд жилья ветхого, который скоро развалится – лучше этого не ждать, а строить. Для этого есть федеральные программы. Или, к примеру, национальный военный фонд (финансирует строительство жилья для ветеранов и военнослужащих). Надо входить в них, получать гранты и так далее. А от состояния города должна зависеть зарплата чиновников. Кстати, это та тема, которой меня когда-то увлек Киселев – в свое время он уверял всех, что снизит зарплату чиновникам. Но не сделал этого. Да, чиновник должен нормально получать, но, с другой стороны, у него должен иметься стимул к лучшей работе. Пускай состояние города улучшается, а зарплата, напрямую зависящая от него, растет. Плюс, считаю, что есть масса компьютерных технологий, которые могли бы удешевить процесс управления городом. В том случае, если снизить количество «нерабочего балласта» в мэрии. И подобрать молодую энергичную команду. С амбициями, желанием доказать, что они чего-то стоят. Пенсионеры (или иначе скажем – люди в возрасте) нужны, конечно, но таких должен быть не слишком высокий процент. Им лучше выступать в качестве наставников, советчиков и так далее.
- А молодые кадры? Наставников мало. Достаточна ли у нас развита система подготовки кадров для управления?
- Система, в целом, есть. Но дело в том, что большинство менеджеров, управленцев неплохих не особо заметны, потому что им не дают особо развиваться. У нас такая система поруки наверху есть, что новые лица практически никуда не проскакивают. Чехарда идет вполне конкретная из областной администрации в мэрию и обратно. А если человек талантлив, закончил МГУ и вообще чего-то добивается, хочет работать в городе – его просто не пропустят. Тем более, есть у власти «привычка» к тому, что люди в ней должны быть «благонадежными». То есть их задача - облизывать руководство. Вместо того, чтобы работать. А если человек способный, рабочий, у него характер не всегда самый-самый... С таким человеком могут возникать трения и прочее. Только сильное руководство способно с такими людьми работать. Вот мне постоянно говорят – как ты с Поздеевым работаешь, у него характер ведь такой сложный? А мне он, наоборот, нравится. Он такой живой человек, который что-то умеет, что-то не умеет, но как раз, несмотря на возраст, Поздеев достаточно молод душой, и энергии у него хватает.
- Вы сказали о том, что новую команду надо набрать. У вас «новые» люди уже есть? Или вы планируете работать со старым составом?
- У меня есть целый ряд знакомых-управленцев среди ученого состава, менеджеров, предпринимателей. Я всех озвучивать не хочу, потому что у них после такого сразу всегда возникают проблемы… Когда узнают моих союзников и поддерживающих. Но люди есть. Везде пишут, что Тутов - писатель, но у меня высшее госуправленческое образование, я питерскую президентскую академию госслужбы закончил. И, соответственно, пришлось пересекаться с большим количеством разных людей. Не говоря о том, что в областном собрании я работал 4 года заместителем председателя комиссии по промышленности, строительству, транспорту и связи.
- И как, по-вашему, человек, ставший мэром, собравший команду и имеющий при себе городской совет, должен выстраивать со всеми этими людьми отношения?
- Считаю, что в работе мэру поможет, прежде всего, трудолюбие. Пахать придется очень много. Затем - умение общаться с людьми абсолютно разными: надо уметь выслушать и пенсионера, и предпринимателя. В то же время – какая-то независимость также является залогом успеха. Чтобы не обслуживать интересы каких-то конкретных промышленных групп. Иначе город будет развиваться очень однобоко – не так, как выгодно горожанам, а как выгодно ряду всяких ФПГ. Для этого надо уметь поддерживать паритетные отношения с различными коммерческими и прочими структурами. Иметь характер, целеустремленность, умение сказать «нет», наконец.
- И председателю горсовета в том числе? Как с ним наладить отношения?
- Прежде всего, нельзя совмещать посты мэра и председателя горсовета. Мировая практика доказала, что должна быть система противовесов. Я, например, иду с хорошими идеями, мыслями. А за несколько лет можно и зарваться, и зазнаться, и что угодно. Должна быть структура, которая «ставит на место». Потому что, кто его знает… Когда работал в облсобрании, в первые два у меня года была своего рода эйфория, почти звездная болезнь. Друзья потом объяснили, что так нельзя – кто-то должен был дать мне это понять. Что так делать нельзя, даже если хорошо работаешь. Нравишься. Стараешься для города. Но, увлекшись, можно ведь и перестать замечать людей – начинает казаться, что ты всегда прав. А всегда правым быть невозможно. Я хотел бы, чтобы был боевой горсовет, именно боевой, а не такой, который просто готов шуметь ради того, чтобы шуметь. Тем более, если хотим затраты понижать, искать дополнительные источники пополнения бюджета.
- Какие вы можете назвать сейчас?
- Туризм, считаю, может приносить большие деньги. Затем – развитие высоких технологий. Надо также «подтягивать» как можно больше торговцев приезжих. Так же Маргаритинская ярмарка, думаю, должна действовать постоянно. А пока наша ярмарка себя не оправдывает – хотя бы из-за дороговизны мест. Потом, для поддержки местных товаропроизводителей надо разрабатывать системы кредитования. Чтобы производство развивалось в Архангельске, а не только магазины. Ну и, конечно, решение проблемы порта – Архангельск ведь строился как город-порт, это и надо развивать. И рыболовную отрасль тоже. А вот по «лесному» направлению, надо признать, пока перспективы Архангельска не очень хорошие. «Глобальных» предприятий, кроме СЦБК, нет.
- Вы сказали о многом. А многое ли, на ваш взгляд, удалось (или не удалось) сделать нынешним стоящим у руля города?
- С моей точки зрения, в работе мэра Нилова главный недостаток в том, что ему особенно ничего не надо. Нет, не в смысле финансов... Нилов, считаю, фигура зависимая. И поэтому он больше обслуживал интересы определенных товарищей, чем об интересах горожан заботился. Его привели когда-то к власти, и заставили это отрабатывать. Таково мое предположение. Думаю, оно достаточно точное. А так как Олег Васильевич сам даже чисто внешне человек апатичный… Считаю, что он был бы хорош на своем месте – на СЦБК. У каждого своя определенная планка, Нилов ее не взял, и теперь просто досиживает свой пост. Хотя сам по себе он, может, человек хороший. Но сейчас быть хорошим - не профессия. Этого мало. Тем более, чтобы быть мэром.
- А про себя вы можете сказать, что будете независимой фигурой?
- Сейчас из-за этого у меня проблемы с администрацией возникают. Все эти годы у меня были люди, которых я уважаю и к мнению которых я прислушиваюсь, но у меня всегда есть свое мнение. Я же работал на всех выборах: так, меня привлекал Киселев, я был его доверенными лицом, и мне постоянно прочат высокое место. Но этим никогда не заканчивается, потому что все считают, что я – фигура неуправляемая для них. Хотя я спокойно иду на переговоры, контакты, у меня масса друзей. Но есть определенные принципы, которые я всегда соблюдаю. Так, полагаю, что брать у кого-то деньги большие на выборы - есть попадание в большую зависимость. Но союзники у меня всегда будут и сейчас есть.
- Насколько все это может оказать вам услугу на выборах? Как вы сейчас можете прогнозировать их ход?
- Пока выделяются две основные фигуры - Орлов и Донской. У меня нормальные с ними отношения, я нормально к ним отношусь. Считаю, что «влезть» в процесс могут еще двое - это я и Гусаков. Те, кто харизмой обладают. Вот. И вряд ли кто-то еще. И еще считаю, что протестный электорат будет нашим. Мы не успели те выборы серьезно охватить. Хотя уверены, что они были сфальсифицированы. Слишком много нарушений было выявлено, не соблюдались инструкции по КОИБам... И дело не в том, что мы тогда голосов не набрали. Если эти автоматические системы будут введены везде дальше – о выборах можно забыть. Они будут заранее все запрограммированы. А вообще, протестный электорат – наш. К нам люди каждый день приходят в партию записываться. Так что определенный шанс вмешаться в борьбу у нас есть. Но гарантировать все равно пока ничего не могу.
Анна СМИРНОВА
Фото автора