Что это значит на практике, к чему готовиться? Да ни к чему страшному. В другой какой стране это означало бы преддверие крупных социальных потрясений - забастовки, демонстрации, вплоть до цветочных революций. В России же лишь красивые мудрёные слова, и ничего более. Дотации Архангельской области не повысят, даже не надейтесь (а если и повысят, то вы лично этого не почувствуете). Губернатора снимут? Возможно. Но для этого одного хренового самочувствия мало, ещё бы катастрофу какую. Нет уж, не дай Бог!
Теперь к вопросам, ответы на которые диагностировали у нас плохое самочувствие. Вот они:
- "Если говорить в целом, Вы довольны или недовольны положением дел в нашей области?";
- "Как Вам кажется, в целом ситуация в нашей области сейчас улучшается, ухудшается или практически не меняется?";
- "Скажите, пожалуйста, Вы замечаете или не замечаете вокруг себя недовольство людей властями, руководством нашей области? И если замечаете, то в последнее время это недовольство усиливается или ослабевает?";
- "Вы лично допускаете или исключаете для себя возможность принять участие в каких-либо акциях протеста?".
Прямо скажем, всё очень субъективно. Житель Женевского кантона (Швейцария) на первый вопрос вряд ли ответит, что он доволен своей жизнью даже в целом. Ибо такова человеческая природа - считать, что тебя недооценили, недодали. Власть, начальство, супруга, сама судьба... не суть важно. Тоже касается и второго вопроса, ибо всё познаётся в сравнении. Кто был лучше, Киселёв или Михальчук? Кому как повезло в тот исторический отрезок. Вот придёт кто-то вместо Орлова (точнее, теперь сами себе выберем, разрешили), тогда и будем сравнивать. Что же касается недовольства, то оно тоже от характера зависит. Я не про людей с синдромом Дауна, а про тех, кто любую действующую власть уважает и считает её сакральной. Как и про тех, кто по рождению критикан и анархист. Какая уж тут объективность...
Но вот любопытно насчёт протестов. При формулировках «допускаете» и «исключаете» большинство респондентов, скорее всего, выбрало первый вариант. Чтобы покрасоваться перед самим собой - «какой я красавчеГ весь из себя активный, смелый, неравнодушный». А вы дайте ему иной выбор - транспарант в руки и на улицу или бутылку пива на диване у телевизора. Будете спорить, какой вариант победит? То-то...
Я согласен с диагнозом - самочувствие у области никудышное. Но диагноз его не протестные настроения, а равнодушие, в единый день голосования сами увидите. Что же касается реакции властей на подобные рейтинги, то тут я полностью согласен с мнением Андрея Чуракова: «К сожалению, данные рейтинга не служат руководством к действию для региональной власти. Архангельская область требует понятной и жесткой программы по выводу из кризиса, но это никак не проявляется в работе исполнительной власти. Власть не реагирует на социально-экономичеcкую ситуацию потому что исполняет функции политического управления, а не экономического. Могут закрываться предприятия, но если народ не выходит на митинги, то считается, что в регионе все нормально». Как говорится, ни прибавить, ни убавить, налицо атавизмы назначения региональной власти, не зависящей от мнения населения.
В чём ещё плохое самочувствие выражается? Например, в наплевательском отношении к собственной жизни. Уже и авиарейсы на египетские направления отменили из Архангельска, а народ всё упорствует - «по уху мороз, где хотим, там и отдыхаем»: При всём при этом всё равно есть желающие отправиться на отдых в Египет и среди туристов с вылетами в 20-х числах августа. На их решение не смогли повлиять ни уговоры менеджеров туристических агентств, ни сюжеты по телевидению. "Наши туристы должны вылетать 25 августа. Мы пытались убедить их поменять путевку на другое направление, но они хотят только Египет. Даже начали ругаться. Сказали, что на курортах все спокойно, так как у них там сейчас находятся родственники. Туристы планировали лететь в Хургаду, но нам удалось уговорить их хотя бы поменять этот курорт на Шарм-эль-Шэйх. Туристы пишут расписку о том, что они были предупреждены о ситуации в стране", - искренне удивляется менеджер одной из туристических компаний. Тем более, ни за что не хотят возвращаться те, кто уже там отдыхает.
Вы спрашиваете, причём здесь губернатор Орлов? А я разве сказал, что причём? Игорю Анатольевичу с нами тоже нелегко. Но ему положено, ему за это деньги платят. А нам?..
Или вот ситуация, отнюдь не улучшающая общее настроение в обществе. Спортивный клуб «Водник» в срочном порядке ищет деньги на завершение строительства крытого катка на стадионе «Труд». Площадку предполагалось ввести в строй ещё весной 2012 года, затем осенью того же года, потом в 2013-м... Как известно, с самого начала к строительству приступили без оформления проектно-сметной документации, в итоге необходима более крупная сумма, чтобы завершить проект. А крыша над катком нужна позарез, тогда клуб перестанет платить по осени дорогущую аренду за лёд во Дворце спорта.
Вот эта ситуация как раз и имеет прямое отношение к социальному самочувствию. Вспомните, как в скудные 90-е область радовалась победам «Водника» - «хотя в этом мы сильны» (сам не видел, но мне рассказывали и показывали хронику). И тогда всё стоило отнюдь не три копейки, и деньги с неба не падали, и дотации спорту приходилось пробивать через депутатский прессинг, а в Областном собрании отнюдь не все болельщики. Однако был у руля региона губернатор Ефремов, который фанател по хоккею с мячом, умел уговаривать и убеждать инвесторов. Эта реконструкция началась по программе «Газпрома», который, похоже, соскочил. И некому с ним переговоры вести, это губернаторский уровень. А Орлову по боку, он временщик, сын футболом увлекается. Ну, не будет никогда северодвинский «Беломорец» играть в футбольной премьер-лиге, нет на то ни традиций, ни базы, пора это признать и смириться. А «Водник» может порвать любого в мировом бенди... Но не будет. Пока...
В прошлых Итогах я незаслуженно обошёл вниманием ситуацию на выборах мэра Северодвинска. Похоже, она развивается по знакомому сценарию четырёхлетней давности. Тогда тоже были отстранены практически все оппоненты выдвиженца от «Единой России» Михаила Гмырина, кроме явно технического кандидата Андрея Михайлова, который и подавал иски против остальных кандидатов. Тогда первоначально на пост мэра было зарегистрировано 6 человек. Вскоре после своей регистрации Михайлов, которого многие заслуженно считали спарринг-партнером Гмырина, потребовал отмены регистрации двух других кандидатов в мэры - директора «Телевидения Северодвинска» Сергея Непогодьева и заместителя мэра города Анатолия Гурова. Претензией в иске Михайлова стали несоответствие представленных кандидатами документов, в частности, документа о перечислении избирательного залога требованиям избирательного законодательства. Отменить регистрацию Сергея Неумывако потребовал кандидат Валерий Андриякин, которого убрали из предвыборной гонки следующим по иску всё того же Михайлова. Мало того, параллельно прекратило вещание городское телевидение, возглавляемое Непогодьевым, у которого сразу возникло масса финансовых и технических сложностей...
Все четыре года своего мэрства Гмырин старательно зачищал политическое поле своего города от возможных конкурентов (почти как Путин, только зна-а-ачительно мельче экземпляр). В итоге на начало предвыборной кампании (и то, не официальной, а чисто теоретической) у него оставался лишь один реальный соперник - харизматичный и популярный в народе областной депутат Александр Дятлов. Который снял свою кандидатуру (фактически в пользу Гмырина) после до-о-олгой беседы с губернатором Орловым.
Но такова уж местная традиция - зачищать, так полностью. Был у Гмырина ещё один гипотетический конкурент хоть с какой-то узнаваемостью и ресурсом, представитель областного ТЭК Максим Шубцов. Так и его сняли, формально придравшись к авторству фотографии Северодвинска, иллюстрировавшей одну из агитационных статей в поддержку Шубцова - автор, де, не давал согласия на публикацию. Причём автор неместный, кажется питерский, попробуй его ещё найти. Но суд твёрдо встал на сторону заявителя - «закон суров, но он закон». А заявителем выступил кандидат Маслов, чей бизнес плотно завязан на муниципалитете. Дальше объяснять надо?..
Что ж, увы, обычная история в наших Палестинах. Но лично меня расстроило то, что Макс Шубцов сдался без шума и без боя. Даже, показалось, вздохнул с облегчением - «быть снятым по беспределу - это не проиграть, позора меньше». Так-то так, но с каким настроением пойдёт северодвинский народ 8 сентября на избирательные участки?
И о каком общем самочувствии мы вообще говорим?..
Леонид Черток
Фото: http://www.arhsvoboda.ucoz.ru/news/rossija_fotofakt/2012-06-05-3214