Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Тот, кого называли «Бульдозер»: Ариэль Шарон оставил неоднозначный след в современной истории Израиля

Шарон умер 11 января 2014 года после восьми лет, проведенных в коме, в которую он впал в результате второго инсульта. За несколько дней до этого у него отказали почки, и родственники, наконец-то, приняли мудрое решение - отпустить близкого им человека с миром. Все восемь лет я не переставал удивляться - «и это называется милосердием?». Понятно, что израильская медицина одна из лучших в мире и продолжает развиваться семимильными шагами. Но тут и более чем солидный возраст пациента, и сама клиническая история. Кто не в курсе: в середине декабря 2005 года премьер-министр был госпитализирован с диагнозом «микроинсульт». Однако через два его выписали, назначив операцию по шунтированию сердечных сосудов на 5 января 2006 года. Но за сутки до операции, 4 января Шарона вновь госпитализировали с уже обширным инсультом. После нескольких операций его не удалось вывести из искусственной комы.

2 января сыновья Шарона Гилад и Омри попросили медперсонал клиники не проводить процедуры, направленные на продление жизни их отца. При этом бывший премьер по-прежнему оставался подключён к аппаратам жизнеобеспечения. 11 января младший сын политика Гилад сказал журналистам: «Его больше нет с нами, он ушел тогда, когда решил это сделать». Что ж, сыновьям виднее...

Чаще всего я слышу такую характеристику Шарону, что от израильтян, что от россиян - «прежде всего он был евреем». Ариэль Шейнерман родился 16 февраля 1928 года в еврейском поселении Кфар-Малаль в семье выходцев из России (ещё я слышал версию, что из местечка в Белоруссии). Его родители Шмуэль и Вера Шейнерман (в девичестве Шнейерова) эмигрировали в Палестину в 1921 году. Дома родители, которые занимались сельским хозяйством, общались на родном языке, поэтому Ариэль с детства знал русский и всегда помнил его (например, давал интервью во время визитов в Россию).

После школы юноша стал учиться на агронома. Но еще в 14-летнем возрасте вступил в подпольную военную организацию «Хагана» (с иврита - оборона, защита), которая защищала еврейские поселения в Палестине, а после образования еврейского государства легла в основу Армии обороны Израиля.

В 1948 году, когда после провозглашения независимости Израиля началась Первая арабо-израильская война, Шарон был уже лейтенантом и командовал батальоном пехоты. Дважды был тяжело ранен, но после госпиталя возвращался в строй. В 1949 году он уже командир роты разведки, в 1951 - майор разведки.

В 1953 году ему поручено создать и возглавить «Подразделение 101» - первое в истории Израиля спецподразделение для проведения «операций возмездия» в ответ на террор на территории арабских стран, фактически - контртеррористический отряд. Группа состояла из 50 человек, всех бойцов Шарон отбирал лично, он же организовал для них спецподготовку. Самая трагичная и бесславная история «Подразделеия 101» случилась 14 октября 1953 года. В ответ на убийство в поселке Йехуд еврейской женщины и двух её детей, отряд под командованием Ариэля Шарона совершил рейд на иорданскую деревню Кибия. Израильтяне заминировали дома, в результате взрывов погибли 69 мирных жителей, в том числе женщин и детей, которые прятались на чердаках и поэтому не были обнаружены бойцами «Подразделения 101». Эту акцию осудила ООН и ряд стран, в том числе и США, которые на время прекратили помощь Израилю. Увы, но никто не гарантирован от просчётов, тем более на войне, где святых не бывает в принципе.

Это подразделение просуществовало всего пять месяцев - в январе 1954 года оно сливается с 890-десантным батальоном, командиром которого назначен Шарон. В 1956 году, будучи уже командиром 202-й воздушно-десантной бригады, он принимал участие во время Синайского кризиса. В 1964-м его назначили начальником штаба Северного военного округа.

В 1967 году во время Шестидневной войны Шарон командовал 38-й бронетанковой дивизией. После этой войны, из которой Израиль вышел победителем, военачальник стал популярен в народе. Про него стали писать газеты, у него брали интервью. Он закончил свой военный путь в 1973 году в должности командующего Южным военным округом.

А потом в жизнь Ариэля Шарона вошла политика. Правда, перед этим была ещё война Судного дня, где бронетанковая дивизия Шарона форсировала Суэцкий канал и окружила египетскую армию, чем сделала своего командира фактически легендарным, и что сыграло только в плюс его дальнейшей политической карьере. Плюс к этому отменное образование, которое он смог получить в перерыве между боями - факультет востоковедения, английский Штабной колледж, факультет юриспруденции в Тель-Авивском университете.

Шарон один из создателей и безусловный лидер партии «Ликуд», ставшей на многие годы оппозиционным правым блоком в отношении модной тогда «левой» израильской политики. Он был советником по вопросам безопасности премьер-министра Ицхака Рабина, министром сельского хозяйства, затем главой межминистерской поселенческой комиссии. В этой должности стал активно застраивать оккупированные территории в сектора Газа и на Западном берегу реки Иордан и расселять там репатриантов. При Шароне количество еврейских поселений там удвоилось. Потом должность министра обороны Израиля, «расстрельная» в тех условиях, как это у нас принято говорить. В 83-м его обвиняют в том, что не воспрепятствовал резне, устроенной ливанскими фалангистами в лагерях палестинских беженцев. Казалось, на политической карьере можно ставить крест, но Шарон возрождается, как птица Феникс, из пепла, и через несколько министерских постов доходит до кресла премьер-министра.

И тут «Лев пустыни» Шарон, или, как его чаще называют, «бульдозер», идёт на болезненные уступки, объявив об одностороннем размежевании с Газой - ликвидации еврейских поселений в секторе, которые когда-то активно строил и за которые боролся десятилетиями. Объясняет он это отчаянной попыткой разрешения бесконечного палестино-еврейского конфликта. Одни израильтяне посчитали этот шаг предательством, другие - прозорливостью политика. Программа одностороннего размежевания была завершена осенью 2005 года, незадолго до болезни Шарона, поставив точку в 38-летней израильской оккупации сектора Газа. Знаменитая «дорожная карта Ариэля Шарона», я о ней писал летом 2005-го, сейчас, честно говоря, лень искать.

И между всем этим ещё была трагическая потеря в автокатастрофе первой жены Маргалит (« в тот момент мир для меня разбился на мелкие осколки» - А. Шарон) и нелепая гибель сына-первенца (соседские мальчишки случайно застрелили из отцовской винтовки в канун празднования еврейского Нового года). Всё это надо было пережить и не ожесточиться сердцем. У «Бульдозера» получилось. Характерная, на мой взгляд, деталь - вторично Шарон женился на родной сестре своей покойной жены. Лили тоже ушла раньше него, сгорела в 2002 году от рака...

Я не раз читал в интернете, в том числе и на израильских сайтах, вопросы - на чьи деньги поддерживают жизнь бывшего премьер-министра, на семейные или бюджетные? Да наплевать, неужели человек его масштаба и заслуг не заслужил малой толики от богатств современного Израиля?! Что тогда говорить о сохранности известной тушки в центре Москвы, тоже немало денег требует.

Конечно, наследие Шарона для израильтян не однозначно. Одни вспоминают о нём, как о человеке и воине, который основал тысячи общин по всему Израилю и навсегда изменил ландшафт страны. Другие предпочитают не вспоминать о нём, как допустившего, с их точки зрения, колоссальную ошибку в виде вывода еврейских поселений из Газы. Я тоже помню кадры, на которых солдаты Армии Израиля выносили на руках сопротивляющихся женщин и стариков, их дома тут же пускали под бульдозер. Впрочем, не стоило мне делить на «одних» и «других», такие чувства к ушедшему политику вполне может испытывать один и тот же человек.

Кто откровенно радуется смерти этого человека, так это палестинцы, называя Шарона «ястребом», «убийцей» и «агрессором». Даже во время его похорон по Израилю с палестинских территорий была выпущена парочка неуправляемых ракет, как проявление «праведного гнева». Но как-то робко, ту сторону заранее предупредили, чтобы не безобразничали, иначе мало не покажется.

И поделом, я ещё в 2005 году в одной из статей приводил в пример абсурдную ситуацию с архангелогородцами, которых переселяют из полуразвалившейся «деревяшки» в благоустроенный дом, а они сопротивляются, плюются, камнями кидаются и требуют для переезда «Роллс-Ройс» последней модели. Точно так ведут себя и палестинцы...

А что могло бы произойти в палестино-израильских отношениях, не случись с Шароном такого несчастья? Об этом можно только гадать... или мечтать. Очень жаль, что никто из наших первых лиц (сразу двух) не сподобился приехать на его похороны (Нарышкина послали) там собрались достойные люди. Ах, ХАМАС не хотели лишний раз раздражать? И охота так прогибаться перед бандитами?

Конечно, Ариэль Шарон не одномерен, как и любой политик прямого действия. Но как же повезло маленькому Израилю, что у него есть деятели подобного масштаба.

Покойся с миром...

 

Леонид Черток

 


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Декабрь 2024 (165)
Ноябрь 2024 (413)
Октябрь 2024 (409)
Сентябрь 2024 (343)
Август 2024 (343)
Июль 2024 (331)







Деньги


все материалы
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20