В частности, кабмин предлагает дополнить статью 207 Уголовного кодекса новым пунктом, согласно которому заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, если оно повлекло крупный материальный ущерб либо иные тяжкие последствия, будет караться штрафом в размере от 200 тыс. до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от полутора до трех лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
Крупным ущербом будут считаться убытки свыше 1 млн рублей.
В пояснительной записке авторы отмечают, что разработка законопроекта обусловлена увеличением в течение последних 5 лет (в среднем на 15% в год) количества ложных звонков о терактах. По всем поступившим подобного рода угрозам компетентными органами проводились проверки, принимались неотложные меры по поиску взрывных устройств и недопущению возможных негативных последствий, что требовало проведения комплекса следственных действий, оперативно-розыскных и иных мероприятий.
"При этом анонимные угрозы террористического характера не имели каких-либо реальных оснований, - констатируют разработчики. - Установленные в ходе дознания по уголовным делам анонимы реальных возможностей для совершения терактов не имели".
"Как следствие, это приводило к вынужденному отвлечению сил и средств в целях предотвращения мнимой угрозы в ущерб решению задач по обеспечению безопасности личности, общества и государства, а также к причинению неудобства гражданам и организациям, нарушению общественного спокойствия и причинению убытков субъектам экономической деятельности", - добавляют они.
Одновременно такими противоправными действиями часто наносится крупный материальный ущерб, который, по оценке правоохранительных органов, в рамках проверки информации по одному ложному сообщению об акте терроризма может превышать сумму в 5 млн рублей. Именно это и объясняет необходимость дополнения статьи 207 УК новым пунктом.
Авторы законопроекта также пишут, что по данным за период с 2009 по 2013 год телефонные звонки о терактах составили около 90% от общего количества зарегистрированных анонимных сообщений о готовящихся терактах. При этом число таких телефонных сообщений продолжает расти из года в год.
"Это объясняется тем, что для затруднения установления личности авторы сообщений прибегают к различным ухищрениям - оформляют SIM-карты на подставных лиц, используют средства шифрования данных, прибегают к услугам интернет-серверов, расположенных за пределами РФ, применяют так называемые анонимайзеры и прокси-серверы, не записывающие и не хранящие данные, способные идентифицировать пользователя", - говорится в сопроводительных материалах.
По закону за заведомо ложную информацию о готовящемся теракте предусмотрены шесть альтернативных видов наказания - штраф до 200 тыс. руб., обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы, арест, лишение свободы до трех лет.
На рассмотрении Госдумы, помимо правительственного, находится еще один аналогичный законопроект. В декабре 2013 года члены Совета федерации Вадим Тюльпанов, Андрей Клишас и Константин Добрынин внесли на рассмотрение своих коллег из нижней палаты парламента схожую инициативу. Сенаторы предлагали ужесточить наказание за "телефонный терроризм" до семи лет лишения свободы. Данный проект закона направлен на рассмотрение в профильный комитет.
Ранее Вадим Тюльпанов выступал с инициативой оборудовать все таксофоны России камерами видеонаблюдения.