Совершенно неожиданно были приняты поправки мэра в Устав - после трех месяцев принципиального противостояния. На предыдущей сессии все предложения мэра были категорично отвергнуты. Последние поправки в Устав появились лишь накануне, их по-быстрому обсудили, и тут же окончательная версия Устава была принята. Надо отметить, что видимых причин принимать мэрский вариант Устава у депутатов не было. Наоборот, перед сессией практически все депутаты были настроены решительно и бесповоротно: «Устав уже принят 26 октября! Ничего менять в нем не будем!».
Как заявил мне после сессии председатель депутатской комиссии по бюджету Сергей Моисеев, найден компромисс между двумя ветвями власти. «Что с нашей стороны, что со стороны мэрии было желание предусмотреть максимум своих полномочий. В ходе обсуждения и переговоров был найден тот вариант, который устроил обе стороны», – сообщил Сергей Вениаминович.
И то, правда, не все мэрские поправки в Устав были приняты. Как заявил 1 февраля на пресс-конференции руководитель депутатского объединения «Центр» Сергей Малиновский, мэр настаивал на полной автономии, но депутаты «отстояли» обязательное согласование с Горсоветом кандидатур четырех заместителей мэра и начальника департамента финансов.
Как сговорившись, все депутаты «забыли» о своих амбициях и о том, какие цели они преследовали, принимая Устав Архангельска 26 октября.
Между тем, заместитель председателя Горсовета Александр Иванов уже по итогам первого дня сессии высказал сожаление о том, что депутатский корпус «сдался» под напором мэрии. Кроме принципиальных уступок по Уставу города, депутаты «замяли» один из наиболее революционных вопросов – Положение «Об управлении имуществом». Все лето и осень депутаты, как заведенные, говорили, что в мэрии процветает коррупция. Городское имущество и земля разбазариваются со страшной скоростью. А мэр Архангельска, тем временем, за неполный год успел распродать и раздать по демпингу корешам и спонсорам в долгосрочную аренду 400(!) участков земли в городе под строительство чего-нибудь.
Все предыдущие мэры, вместе взятые, не смогут похвастаться таким масштабом разбазаривания казенных земель. Дело сделано быстро и тихо. Сейчас даже депутаты не могут получить полную информацию о совершенных в мэрии сделках, а до жителей-избирателей, эта информация может и вообще не дойти. Но, останавливаться на достигнутом (награбленном) мэрия не собирается. Вовсю идут никем не замеченные «открытые» конкурсы, в планах приватизация и продажа большей части муниципальной собственности (как не ликвидной). В этой ситуации позиция депутатов поражает своей непоследовательностью.
Если задаться вопросом, что именно подвигло депутатов начать искать компромисс, ведя в счете 10:0 против мэрии, то напрашиваются два варианта. Первый - договорились с мэром «по-хорошему» в финансовом смысле этого слова, второй – договорились «по-плохому». Не секрет, что практически все депутаты имеют бизнес, и, несмотря на свой политический статус, так или иначе, зависят от мэрии, кто по аренде, кто по строительным согласованиям, а кто и на бюджетное финансирование рот разевает.
Очень похоже, что мэр еще с первых дней Нового года начал «копать» под каждого депутата, и, видимо, нашел ключики к большинству из них. Иначе откровенная пощечина депутатам на сессии, отвешенная мэром (запрет чиновникам давать информацию народным представителям (читай подробнее>> информацию ИА «RUSNORD» от 1 февраля), могла бы иметь и ответную реакцию. По крайней мере, пощечина была получена 31 января, а наследующий день 1 февраля депутаты пошли на «компромисс».
Дальнейшее развитие событий покажет правильность той или иной формулировки. Но политическая жизнь в городе станет заметно скучнее, если Горсовет начнет плясать под мэрскую дудку. Абсолютно самостоятельная, по идее, ветвь власти в Архангельске была.
Александр Суханов