Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Архангельский морпорт: Арктическая перспектива

 

- Отразится ли на деятельности вашего порта вступление России в ВТО? Не произойдет ли в результате перераспределения грузопотоков?

- Наибольшей опасностью для развития российских портов является требование ВТО о выравнивании транспортных тарифов. Сегодня Министерство транспорта РФ декларирует необходимость унификации железнодорожных тарифов на российские порты и пограничные переходы стран Балтии. Однако, если уравнять железнодорожные тарифы на экспортные перевозки через отечественные порты и сухопутные границы, многие поставщики предпочтут работать через порты стран Балтии и Украины. Такое поспешное унифицирование тарифов, безусловно, приведет к перераспределению грузопотоков и к потере грузов в российских портах.

Что касается непосредственно Архангельского порта, то к настоящему времени у нас сформированы традиционные грузопотоки, движение которых можно прогнозировать, планировать и бюджетировать. После присоединения России к ВТО прогнозировать сохранение направлений этих грузопотоков будет сложно. Тем более, что это мы уже проходили во время экономических реформ середины 90-х годов, после развала СССР. Результатом тех экономических преобразований явилось катастрофическое снижение грузооборота порта с 3,5 - 4 млн тонн грузов в год до уровня 600 тыс. тонн в год. Последствия тех лет мы не смогли ликвидировать до настоящего времени. Стабилизировать ситуацию удалось, начиная с 2000 года, когда грузооборот порта был поднят до 1 млн тонн.

Возвращаясь к теме присоединения России к ВТО, важно отметить, что в период упадка российского производства и бизнеса, отсутствия средств на обновление инфраструктуры в годы экономических преобразований, Европа находилась в динамичном развитии и успешно развивала свои производственные мощности. С учетом этой ситуации, мы заведомо поставлены в неравные конкурентные условия с европейскими странами.

В 2005 году Архангельский морской торговый порт смог довести грузооборот до уровня 1,370 млн тонн. В 2006 году мы планируем перевалить 1,450 млн тонн грузов. По сути, нам только удалось выйти хотя бы на минимальные объемы перевалки грузов позволяющие выживать, и определить свое место на рынке: каким образом устанавливать взаимоотношения, какие грузы тяготеют и возвращены нашему порту.

При вступлении России в ВТО и унификации железнодорожных тарифов ситуация может вновь кардинально измениться. Поэтому говорить с уверенностью, что вступление в ВТО будет благом для нашего порта, я не берусь.

- То есть в настоящее время вы смогли позиционировать себя. А можно сегодня определить, какую нишу может занять порт в бизнес-сообществе морских портов Северо-Запада?

- Порт Архангельск по-прежнему остается одним из трех крупнейших центров экспортных и импортных операций в Северо-Западном регионе, несмотря на то, что первый порт России занимает не столь удачное географическое положение, как Санкт-Петербург или Мурманск. Также он заведомо менее выгоден, чем портовые города стран Балтии. Однако сейчас в своем перспективном развитии порт ориентируется на восстановление позиций базового порта на Арктическом направлении. Поэтому ключевыми моментами развития порта как раз и являются его географическое положение и универсальная специализация. Близость порта Санкт-Петербург к Европе не дает порту Архангельск больших шансов в конкурентной среде по экспорту и импорту, а близость нашего порта к Арктическим месторождениям предоставляет все шансы для его дальнейшего развития. Поэтому наша главная задача органично вписываться в общую транспортную схему Северо-Запада, сохранять и постепенно наращивать традиционно сложившиеся экспортно-импортные грузопотоки и находиться в центре событий по перевалке грузов арктического направления.

Присутствие России в Арктике - это уже геополитический вопрос, который предприятие не может и не имеет права решать без вмешательства со стороны государства. В 2006 году мы прогнозируем рост объемов каботажных перевозок на Арктическом направлении на 20-30%. Увеличение грузопотока на этом направлении предопределен стратегическими планами освоения и развития Арктических месторождений полуостровава Ямал, шельфа Баренцева и Карского морей. Только на территории НАО извлекаемые запасы нефти составляют 630 млн тонн (выработанность их менее 1%). Планируемые объемы добычи нефти на прибрежных месторождениях Тимано-Печорской провинции составляют 24 млн тонн в год. Освоение шельфовых месторождений невозможно без создания транспортной инфраструктуры, развития Северного морского пути, расширения, модернизации и строительства портовой инфраструктуры. В этих планах мы должны быть в центре событий и востребованы на должном уровне.

- Какие грузы тяготеют к вашему порту, какие грузопотоки удалось восстановить?

- За последние 2-3 года порт Архангельск по многим направлениям получил динамичное развитие. Интерес к порту возрастает в связи с ускорением темпов освоения арктических месторождений углеводородного сырья. Сегодня развитие российского нефтегазового комплекса неизбежно связано с вводом месторождений, расположенных на шельфе и морском побережье арктических морей. Наряду с развитием каботажных арктических направлений, порт Архангельск стабильно удерживает в структуре существующего грузопотока более 50 % перевалки грузов по экспорту-импорту. Это традиционно сложившиеся грузы на экспорт лесопромышленного комплекса (целлюлозно-бумажная продукция, пиломатериалы), черные металлы и металлолом, широкоформатная сталь, крупнотоннажные контейнера, тяжеловесные и негабаритные грузы, экспортный уголь.

- За счет каких грузов вам удалось нарастить объемы перевалки?

- Через Архангельский порт с 2003 года привлечен и развивается транзит кузбасских экспортных углей, экспорт металлолома, импорт широкоформатной листовой стали, контейнерные перевозки, наращивается объем каботажных грузов предназначенных для разработки углеводородных месторождений. Мы планируем, что через 3-5 лет нам удастся восстановить прежние объемы переработки, как раз за счет этих грузов. По нашим прогнозам к этому времени порт нарастит объемы перевалки грузов предназначенные для освоения Арктики в 2-3 раза.

- Сейчас многие небольшие порты часто сталкиваются с проблемой недозагрузки мощностей. Как у вас обстоят дела?

- Сегодня порт задействован всего на 30-40% от проектных мощностей. Портовая инфраструктура сохранена, но, увы, она не востребована. И это неправильно. Сегодня малые и большие отечественные порты конкурируют друг с другом, в то время как они могли бы помогать друг другу в целях обеспечения надежности доставки грузов. Как один из вариантов для рационального распределения транспортных потоков было бы правильно создать единый северо-западный логистический центр для координации работы всех участников транспортного процесса в регионе.

Это было бы хорошим подспорьем и для грузоотправителей/грузополучателей, которые могли бы получить информацию о том, как выгоднее и главное быстрее доставить груз, и для портов. Бывают моменты, когда один порт не успевает обработать большие потоки грузов, что приводит к формированию пробок и проблеме брошенных поездов на железных подходах к портам и как следствие увеличение времени доставки грузов, дополнительным затратам. Скорость прохождения груза, пожалуй, один из самых важных требований для грузовладельцев. В свою очередь, такой подход может способствовать сбалансированному распределению грузов между портами Северо-Запада. Уверен, что от этого выиграли бы все участники транспортного процесса.

Беседовала Татьяна Вильде


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Декабрь 2024 (151)
Ноябрь 2024 (413)
Октябрь 2024 (409)
Сентябрь 2024 (343)
Август 2024 (343)
Июль 2024 (331)







Деньги


все материалы
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20