Только близкое рассмотрение стратегии антигитлеровской коалиции дает полное понимание значения конвоев в мировой истории, отметил Михаил Супрун. В первую очередь стратегия антигитлеровской коалиции была направлена на уничтожение Германии, а затем и Японии. Сам тип стратегии коалиции менялся дважды: сначала он исходил от Великобритании и характеризовался понятием "периферийной войны", то есть "стягивание кольца" вокруг Германии. Именно во время этого этапа войны очень важную роль играли северные конвои и Архангельск. Со слов профессора, Архангельск являлся ключевой точкой в периферийной войне, а северные конвои - важным сегментом стягивающего кольца. Стратегическое значение конвоев трудно переоценить.
С переходом к стратегии прямых действий северные конвои приобрели второстепенное значение.
Цементирующим фактором антигитлеровской коалиции стал ленд-лиз. Ленд-лиз - система передачи вооружения, боеприпасов, стратегического сырья, продовольствия и т. п.; поставки по ленд-лизу осуществлялись США в страны - союзницы по антигитлеровской коалиции в период 2-й мировой войны. С точки зрения ленд-лиза, северные конвои тоже сыграли очень важную стратегическую роль, так как занимались поставками, - добавил Михаил Николаевич.
И без сомнения, в Арктике разыгрывались главные морские сражения Второй Мировой войны, Англия даже предполагала разгромить в Арктике весь немецкий флот, подытожил Супрун.
Архангелогородцы вместе с моряками и летчиками стран-союзниц принимали участие в конвоировании судов. В сложнейших условиях полярной Арктики, под прицельным огнем немецких подводных лодок, авиации и надводных кораблей северяне с честью выполняли свой долг перед Родиной.
Александр Александров Садовников участвовал в северных конвоях в 43 году, когда был курсантом мореходки.
«Мне было 17 лет, я отучился один год в морском техникуме и проходил летнюю практику на госпитальном судне «Вятка». - рассказывает Александр Александрович. - Курсанты работали матросами на суднах, которые сопровождали иностранные суда с вооружением, продовольствием и топливом. Ходили по северному побережью от Архангельска до Нарьян-Мара и до Мурманска, но нам повезло, мы работали летом, от немецких лодок нас спасал туман». Однокурсники Александра Александровича почти все остались живы. Курсанты же старших курсов морского техникума ходили в Арктику, много ребят погибли во время этих рейсов в Карском море. В 44 году мореходный техникум переименовали в училище им. Воронина, где до сих пор проходят обучение архангельские моряки.
Александр Александрович в 1947 году закончил училище, и через полгода стажировки в Североморске пришел на работу в Северное Морское Пароходство. Садовников 5 лет проработал помощником капитана и 44 года капитаном, он побывал не только во всех арктических портах, но и за границей в европейских, американских и портах средиземного моря.
Павел Ефимович Капустин тоже был участником северных конвоев. На одном из судов, охраняющих конвои в 1943 году, он тоже проходил практику от мореходного училища. Павел Ефимович вспоминает, что во время перехода от Архангельска до Диксона их судно в городе Игарка на Енисее застала телеграмма от командования, и они остановились на зимовку. Из Игарки суда вывозили лес. До Диксона Павел Ефимович шел в должности матроса-наводчика пушки, а на обратном пути - кочегаром. «Перед нашим приходом к Диксону немецкие подводные лодки потопили два судна «Киров» и «Архангельск», спаслась только половина командного состава. Всего в караване шло семь судов и несколько немецких подлодок торпедировали их. Наше судно доставляло выживших моряков в Архангельск», - рассказывает Капустин.
После войны он сначала ходил на учебных судах «Каховский» и «Полюс», а потом стал старшим помощником, а позднее и капитаном судна «Полюс».
Павел Ефимович ушел на пенсию только в 70 лет, за всю жизнь пройдя более одного миллиона миль и перевезя более одного миллиона тонн грузов. Он побывал во всех океанах и в сотне портов. «Я был два раза в Индии, в Сингапуре, 9 раз на Кубе, в Америке, Канаде и во всех портах Европы» - вспоминает Павел Ефимович. «Я обязательно буду на празднике, посвященном 65-летию северных конвоев, одену свой капитанский мундир, и приду!» - сказал в конце беседы Павел Ефимович.
Еще один наш земляк и участник морских походом во время Великой Отечественной войны - Виктор Федорович Тихомиров. «Конвои шли из Исландиеи. От Краснознаменного Северного флота ходило 6 охранных эсминцев: «Разумный», «Разъяренный», «Громкий», «Грозный», «Гремящий» и «Баку». Я служил на «Разумном» матросом. Мы встречали английские и американские суда у о.Медвежий, это Карские ворота» - рассказывает Тихомиров.
Русские моряки вели иностранные суда без потерь, в то время как на первой половине пути караваны теряли половину судов. «Англичане и американцы были довольны, так как мы несли вахту -очень зорко и честно», - с гордостью говорит Тихомиров.
«В 1941 году Архангельск по сути был абсолютно отрезан от железнодорожных путей, продукты было взять неоткуда, - продолжает Виктор Федорович, - «Дервиш» очень помог городу в этом плане, потому что Архангельск во время войны был вторым по голоду городом после Ленинграда.
«Вместе со мной на миноносце «Разумный» ходил художник Рудольф Александрович Кунников, которого сейчас уже нет. Он был коком, а я рабочим по камбузу, мы были друзьями», - вспоминает Тихомиров. Рудольф Александрович во время арктических походов писал статьи и рисовал рисунки в архангельские газеты «Правда Севера», «Моряк Севера». Кунников первый предложил увековечить тюленей в памятнике, так как тюлений жир спас население города в голодные военные годы. Тихомиров добавил, что даже школьников в те годы отправляли на Новую Землю собирать гагачьи яйца.
Сам Виктор Федорович попал на флот юнгой, когда ему еще не было 17 лет: «Меня не хотели брать, но в Архангельск приехал начальник спецшколы связи из города Полярный и взял меня в училище после 6 классов школы, потом я попал на «Резвый».
После победы немецкий флот делили между собой страны союзники. В 46 году Тихомиров в составе спецкоманды отправился в Германию. «Провожал нас сам главнокомандующий северным флотом Головко, он же и встречал» - добавляет Виктор Федорович. «В городе Свинемюнде мы выбрали корабль австрийской постройки - авиаматку. На нем я и продолжил служить».
Виктор Федорович участвовал и в транспортировке линкоровского дока из Кенигсберга: «Его разделили пополам, часть привели в Челнопушку, сейчас она там стоит на якорях и ремонтирует суда. Второй танкер назвали «Полярный», и северным путем 2,5 месяца шли вместе с ледоколами во Владивосток. Снабжали топливом Петропавловск на Камчатке, Порт-Артур в Китае, Тайвань, Вьетнам. Оттуда я и демобилизовался». В Краснознаменном Северном флоте Тихомиров прослужил 8 лет.
Вернувшись в Архангельск, Виктор Федорович пошел учиться в вечернюю школу в 7 класс, был старостой класса, учился вместе с героем советского союза Виктором Петровым.
Хорошо закончив школу, он поступил в Строительный техникум. «Я был электриком, энергетиком. 22 года проработал в «Архэнерго», да и вообще послужной список у меня большой», - говорит Тихомиров.
Сейчас Виктор Федорович на пенсии и каждое лето ездит к себе на родину, в свой дом в Ярославле.
«На праздник обязательно пойду, давно не виделся с ребятами», - сказал в конце беседы ветеран.
За годы войны северные конвои перевезли четвертую часть всего объема материальных ресурсов, полученных СССР от союзников. Их вклад в Великую Победу трудно переоценить.
Всего за время войны советские порты приняли 42 конвоя (722 транспорта). Из СССР отправлено 36 конвоев (682 транспорта достигли порта назначения). Этот беспрецедентный в истории опыт налаживания постоянных морских перевозок в условиях боевых действий и неблагоприятного северного климата имел важное значение для достижения победы союзников над общим врагом.
Многие моряки не вернулись домой, не дожили до этих юбилейных для «Дервиша» дней. Вечная память героям!
Беседовала Татьяна Мартынова