Русский Дальний Восток и Китай всегда были тесно связаны между собой, и русское присутствие в Поднебесной было – так сложилось исторически – устойчивым, прочным, весомым.
А значит, и православие пустило там глубокие корни, отсчет ведется с семнадцатого века. Пленных казаков из крепости Албазин увезли в Пекин, они там осели и вместе с батюшкой, отцом Максимом (Леонтьевым) создали там общину русских поселенцев и четверть века спустя основали Русскую духовную миссию. Потомки тех пленных, разумеется, ассимилировались в чужой среде, но веру отцов сохранили, главным образом благодаря духовному окормлению не бросившей своих на чужбине русской церковью.
Распространять христианство в Китае, по преданиям, начал апостол Фома, но зафиксированный прецедент произошел в седьмом веке с прибытием несториан. Из Европы миссионерами были францисканцы в двенадцатом веке и иезуиты в шестнадцатом. Так что почва для дальнейшего укрепления конфессии, можно сказать, была заранее подготовлена.
На плечи служителей духовной миссии легло много разнообразных задач, не только связанных с религией; по сути, они стали оплотом научного подхода к изучению Китая, именно они воспитали и подготовили первых синологов. В отсутствие в те годы дипломатических отношений с Поднебесной миссия была там неофициальным представительством нашей страны, помогая русским соотечественникам в Китае.
С начала двадцатого столетия началась деятельная постройка православных храмов в Харбине (освящен на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков), на некоторых станциях Китайско-Восточной железной дороги, главной артерии, связующей Сибирь, Забайкалье и Приморье. Кстати, именно пристанционные храмы были выстроены при живом участии и финансировании торговой прослойкой общества с дальним прицелом иметь возможность освящать товары и грузы, для которых была организована доставка из Китая в иные регионы.
До революции (в сорок девятом году прошлого века) в Китае было построено более сотни храмов, но после разрешения эмигрантам вернуться на Родину и, соответственно, массового отъезда русских – в стране осталось около десяти тысяч прихожан, и понемногу православная жизнь стала приходить в упадок.
Сейчас дела обстоят немного лучше и даже есть надежда, с Божьей помощью, зарегистрировать Китайскую Автономную Православную Церковь и избрать Предстоятеля.