Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Проект Гудим-Левковича "О тех, кого я помню и люблю": Давид Пашаев - человек из стали

«Дурак страдал бы ты весь век при капитале,
Когда б не питерский стальной пролетариат!»
Юз Алешковский «Белые чайнички».

У Жюля Верна в романе «500 миллионов бегумы» есть замечательное, и очень современное, описание города-завода: «За пять лет на голой равнине выросло восемнадцать рабочих поселков с маленькими серыми, сплошь одинаковыми деревянными домишками, - их привезли совсем готовыми из Чикаго, и теперь здесь живет многочисленное рабочее население. В самом центре рабочих поселков возвышается темная громада - мрачные квадраты зданий с симметрично расположенными рядами окон, а над красными крышами этих зданий густой лес цилиндрических труб, непрестанно изрыгающих громадные клубы черного дыма; этот дым заволакивает небо черной завесой, которую то и дело прорезают яркие огненные вспышки... Если судьба приведет вас к стенам Штальштадта, тщетно будете вы пытаться проникнуть в его тяжелые ворота, от которых в обе стороны тянутся глубокие рвы и высятся укрепления. Суровая, неумолимая стража немедленно вернет вас обратно. Вам придется остановиться в одном из пригородов. Попасть в Стальной город вы можете только, если знаете магическое слово, пароль, или если у вас имеется пропуск, скрепленный всеми надлежащими печатями и подписями...»

Северодвинск часто сравнивают с Санкт-Петербургом, подчеркивая, что новый город проектировали ленинградские градостроители. Сходство с «Автово», «Гражданкой», «Ржевкой», «Обухово» несомненно, есть. Но роднит город корабелов с рабочими районами города на Неве не столько общность типовых планировочных решений, сколько сам «пролетарский» дух. На фоне стремительной деиндустриализации Архангельской области Северодвинск остается самым «рабочим» городом, в котором была воплощена в жизнь марксистская максима о концентрации производства как решающей экономической предпосылке социализма.

Давиду Гусейновичу Пашаеву выпал тяжкий жребий – сохранить, а лучше сказать спасти, то, что было «заточено» работать совсем в другой стране, в других политических и экономических условиях. Мне доводилось видеть страшные фото пустых цехов судостроительных заводов Николаева, Нижнего Новгорода и Комсомольска-на-Амуре. Эта участь ждала и Севмаш. Но, субъективный фактор - роль личности в истории оказалось сильнее объективных экономических закономерностей. Совсем не по-марксистки…

Первым из Пашаевых на Севере оказался его отец. И не по своей воле, он был репрессирован по доносу и отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения. Давид Пашаев выбрал Северодвинск сам: как защитивший диплом на кафедре атомных энергоустановок Уральского политеха на отлично он мог выбирать при распределении. Отец звал его в Баку: «Будешь замом начальника порта». Но он поехал на берег Белого моря, навсегда связав себя с Севмашем. Давид Пашаев стал первым директором, воспитанным на заводе, где он прошел все ступени от заммастера до главного инженера. Первым выбранным трудовым коллективом руководителем. Первым, кому пришлось работать в иной социально-экономической реальности. Для всех предшественников Пашаева залогом успеха была гарантированная господдержка, ставка на экстенсивное развитие силы и мощи Военно-морского флота – «Нам много - не мало». На долю нового гендиректора выпало совсем другое время – резкий спад финансирования по гособоронзаказу, которого не хватало даже на месячную зарплату работникам предприятия, застывшие корпуса лодок на стапелях, ежедневная выдача хлеба по талонам в счет будущих выплат и заманчивые предложения акционировать и раздробить завод на составляющие фирмы, бесконечная смена правительств и реформирование руководящих структур.

Однажды в Москве, после фактического «обнуления» гособоронзаказа, в правительстве он получил строгую директиву - сократить численность работников Севмаша на 50%. И многие высокие судостроительные авторитеты разделяли эту «идею» - оставить на заводе всего 15 тысяч человек. Давид Пашаев ответил «высокому начальству», что при таком подходе работающая половина зарплату домой не принесёт. В зеленой зоне её по-бандитски встретит другая, безработная половина! Нажив много недоброжелателей, он отстоял свою точку зрения, аргументировано доказал необходимость дополнительной загрузки предприятия, что позволило избежать сокращения и предотвратить социальный взрыв как на заводе, так и в городе.

Когда незавершенный и неоплаченный госзаказ набил стапели громадными стальными полуфабрикатами, завод уже был готов к катастрофе. Зарплату всем без исключения работающим порой выдавали всего по 200 рублей в месяц, буханку хлеба делили на части в цехах. Рабочих и их детей кормили по «пашаевкам» - специальным талонам. Пашаев нашел заказы у газовиков Севера и нефтяников Сахалина, не гнушался производством «вагончиков» и элементов трубопроводов. Под его руководством был разработан целый комплекс мер по «двойному» применению высоких технологий. Одним из направлений, с помощью которого удалось поддержать высокий технологический уровень «Севмаша», стало создание новой отрасли промышленности по строительству ледостойких платформ для освоения шельфа арктических морей. Еще одна проблема, которую пришлось решать Давиду Пашаеву – поставка комплектующих на завод в условиях развала «социалистической производственной кооперации». Когда основной поставщик металла - «Азовсталь» оказался за границей и заламывал непомерные цены, директор нашел «соломоново решение». Заготовки для прежних лодок, которым было не суждено появиться на свет, гигантские цилиндры, прозябавшие на складах и стапелях, он решил использовать для новых кораблей, которые были спроектированы в расчете на уже готовые элементы. Он встречался с руководителями страны, влиятельными политиками, флотоводцами, банкирами, чтобы привлечь внимание к проблемам кораблестроения. Он стал инициатором президентских указов, правительственных постановлений, направленных на возрождение отрасли.

Коллеги и соратники вспоминают, что за многие годы работы не было ни одного случая «публичной порки» Давидом Гусейновичем какого-нибудь нерадивого руководителя. Пашаев был строг и справедлив, по делу мог устроить крепкий разнос любому, но старался делать это без свидетелей. Сумел под личную ответственность найти средства для поддержки 16 тыс. пенсионеров – бывших работников Севмаша. Сохранил лечебный профилакторий в Крыму…

Еще в 1980-е годы Давид Пашаев подарил своему другу Эдуарду Куликову, с которым заканчивал школу в Кирово-Чепецке, объемную книгу под названием «Северодвинск». Тот прочитал ее от корки до корки и не нашел ни слова ни о заводе, ни о самом Пашаеве. Такая была работа. Такая была жизнь.

 

 

 

 

 

 

Вам нравится отдыхать в Финляндии? Компания «ТрансГолд» может предложить вам быструю, комфортную, и качественную поездку, которая пользуется спросом и авторитетом с 2008 года. Более детально поездки можно узнать на http://www.transgold.ru/Helsinki-na-1-den/. Приятного времяпровождения.


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Декабрь 2024 (180)
Ноябрь 2024 (413)
Октябрь 2024 (409)
Сентябрь 2024 (343)
Август 2024 (343)
Июль 2024 (331)







Деньги


все материалы
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20