Несколько лет назад одним из самых резонансных дел в Российской Федерации был арест мэра Махачкалы Саида Амира. Неискушённые читатели с ужасом узнавали подробности жизни и деятельности одного из кавказских царьков, который погорел на том, что оборзел окончательно. Послал тех, кто сидит выше, а то и просто беспредел – отказывался делиться. Конечно, в официальной прессе об этом не сообщалось… но подразумевалось. Иначе с чего арестованного градоначальника вывозили в Москву на вертолёте да под прикрытием спецназа? То ли боялись, что родственники отобьют, то ли наоборот - берегли арестованного от «случайной» пули снайпера…
«Кавказский регион периодически трясёт. Люди боятся, постоянные теракты. Поступала информация от силовиков, что за терактами зачастую стоят и высшие должностные лица в республике. Такое нельзя допускать. В связи с этим, никто не будет смотреть на должности и звания, будут снимать всех, кто причастен к беспределу», - писала в те дни газета «Известия», открыто называя Северный Кавказ «особым районном России».
Что же в нём такого особого? Нравы. Нас, жителей «полуденной России», давно не удивишь тем, что вокруг областных администраций и мэрий городов пасутся многочисленные родственники первых, вторых и даже третьих лиц. Положение «папиков» напрямую влияет на сумму прибыли того или иного «семейного клана». Совсем не являюсь поклонником советской системы, но когда-то моя бывшая жена не смогла преподавать иностранным студентам МАДИ русский язык только потому, что её отец был проректором этого же института по зарубежным связям. В момент бы на пенсии оказался, несмотря на Звезду Героя и протезы вместо ног.
Саид Амиров переплюнул, если не всех чиновников, то многих. Дивитесь сами на его коррупционный списочек:
- родная сестра жены Саида Амирова Перзият Багандова являлась депутатом
Народного Собрания Республики Дагестан и членом Комитета по здравоохранению и
социальной политике;
- сыновья мэра: Магомед Амиров трудился депутатом Народного собрания республики
Дагестан, а Далгат Амиров - руководителем службы судебных приставов Дагестана;
- брат мэра - Магомедсалам Амиров работал председателем кировского районного
суда Махачкалы;
- два родных племянника Амирова - депутаты Государственной думы РФ: Джамаладин
Гасанов - член фракции СР, Магомедкади Гасанов - единоросс. Ещё один
племянник Саида Амирова - заместитель мэра города Каспийска Юсуп Джапаров (он
был также задержан всё по тому же делу).
Это, так сказать, самый ближний круг… можно представить, что творилось в широком.
Драматизм ситуации усиливался тем, что мэр Амиров передвигался на
инвалидной коляске, в которую он сел после одного из 20-ти (!) покушений на
него (вот куда смотрели правоохранительн
А ещё мэр Амиров страдает тяжёлой формой диабета и вообще является инвалидом первой группы. Я, как узнал об этом, аж подскочил: какая комиссия его допустила на эту должность - первая группа исключает любую форму деятельности, кроме творческой, мне ли не знать? Ах да, это же Кавказ...
Для меня самым показательным эпизодом в многотомном деле Амирова стало бесследное исчезновение студента-юриста, которому понравилась однокурсница, к его несчастью оказавшаяся дочерью махачкалинского мэра. И этот парень папаше чем-то не понравился. Его честно предупредили, чтобы отвалил. А он не внял, как и подобает романтическому рыцарю без страха и упрёка. И пропал. Искали его разве что для вида. Удивлены? Зря. Это особый район России. Кавказом называется...
И вот такого чувака, в сравнении с которым сицилийские мафиози нервно курят в песочнице, власть щедро осыпала наградами - Орденом за заслуги перед отечеством IV степени, медалью «За взаимодействие с ФСБ», медалями от Госнаркоконтроля и Русской Православной Церкви (?!). Последнее лично мне совсем непонятно – вроде бы Амиров мусульманин. Или наградили за то, что не дал в своём городе вырезать под корень православных? Ну, а где прикажете ещё искать логику действиям? Так же, как, например, в словах глашатая от СКП Владимира Маркина, на голубом глазу заявлявшего, что органы «пасли» мэра Махачкалы чуть ли не с начала нулевых. Его «пасли», а он тем временем семейственность разводил, дань брал, наркотиками приторговывал да убийства несогласных заказывал. В уме не укладывается.
Однако сколь верёвочка не вейся… на минувшей неделе государственный
обвинитель в Северо-Кавказско
Амиров ничего из предъявленного не признаёт, утверждая, что всё сфабриковано «по указанию сверху». Ну, а какой смысл ему признаваться? Подсудимый его уровня связей и влияния знает исход своего дела ещё до начала суда.
Но дело, конечно, не в Амирове как таковом, а в том, что может себе позволить чиновник на Кавказе. Так, мэр Махачкалы жил в благоустроенном бункере, врубленном в скалу (от покушений с помощью взрывчатки). По сути, это был мини-дворец в арабском стиле с подземельем, способным выдержать прямой авиаудар. На первом этаже дома находились прихожая и залы - для обедов, деловых встреч и тренажерный зал, в котором Амиров занимался по два часа в день, пытаясь восстановить двигательные функции. По свидетельствам тех, кто там побывал, интерьер, достойный нефтяных саудовских щейхов - дагестанский камень, дорогое дерево. Правда, золотых унитазов не было… хоть какой-то признак вкуса. На втором этаже дома - кухня-столовая. Каждый этаж - по 200-300 квадратных метров. Ещё гостевой домик (тоже в восточном стиле) и перед ним участок земли для релаксации.
Вы удивлены такому размаху? Зря. Вспомните, что главным в знаменитом «хлопковом деле», с которого, по сути, и началась перестройка (так как удар пришёлся по партийной мафии) был не масштаб коррупции и хищений. О них, если не знали, то догадывались не только на Лубянке и на Старой площади.
Всех тогда поразил стиль жизни «верных ленинцев», содержавших, как,
например, глава Папского районного агропромышленног
Саидов, конечно, уже вряд ли выйдет на свободу. Сгниёт в каком-нибудь Белом лебеде или Чёрном дельфине. Только станет ли его пример поучительным для других кавказских чиновников, возомнивших себя хозяевами жизни?
Что-то я сомневаюсь…