На солнце золотятся купала,
От инея брусчатка чуть бела…
Я Ленина видал в гробу!
(впечатления японского туриста от посещения Красной площади)
Так и знал, что к столетней годовщине Октябрьского переворота снова заведутся разговоры о перезахоронении трупа вождя этого безобразия. Кто-то говорит «не по-христиански», кто-то грозит народными волнениями, чуть ли не гражданской войной.
Я уже писал, что сызмальства не испытываю к этому покойнику никакого пиетета. Хотя в хрущёвскую оттепель и в брежневский застой в среде интеллигенции было модно видеть в нём позитивное начало. Так прямо и говорили: «Сталин, конечно, сука, но картавого ты не трогай, он как лучше хотел». Спасибо родительскому окружению, мне доходчивого объяснили, что именно этот кудрявый мальчик из провинциального Симбирска и был главным душегубом-кровопийцей. Да это уже все знают… только верить не все хотят. Самые же гнилые нутром уверены, что только так и было нужно.
17 мальчишеских лет прожил в десяти минутах неспешной ходьбы от Мавзолея и ни разу не удосужился зайти. В очередях настоялся - и за пивом, и за искусством, но только не туда. Странно, что и в пионеры нас принимали не на Красной площади, а в Музее Калинина, хотя до нее из школы было ближе - просто не судьба. А один раз забрали в милицию за стрельбу из пистолета (игрушечного) по караулу. В отделении даже расстроились, что пятиклассник, что времена не те, что нельзя закатать по полной. Только маме в театр (Советской армии) сообщили, что ускорило ее увольнение.
Но я обиды не затаил, нет. Наоборот, жалел то, что осталось после стольких лет бальзамирования. И в Америке от скуки придумал агитационный мультролик за захоронение бренных останков. В нём по сценарию постоянно должны были будить ленинскую душу – то топотом наверху по трибуне Мавзолея, то вереницей неделикатных посетителей, то уборкой помещения, то приборкой САМОГО. И в итоге этот САМ поворачивается в усыпальнице на бочок и натягивает на голову куцый пиджачишко. Жалкий такой.
Но не состоялось. В конце 90-го стране было явно не до Ленина. Очень жрать хотелось…
Потом наступил момент. Если помните, окончание неудачного социалистического эксперимента ознаменовалось сносом памятника Дзержинскому. Тоже очень спорной исторической личности. С одной стороны, с беспризорностью боролся, вроде, лучший друг детей, а с другой, трудами его конторы (ЧК) дети арестованных-расстрелянных и становились беспризорниками.
На моей детской памяти, личность Феликса Эдмундовича преподносилась нам наравне с Ильичом. Сталин всё-таки ещё относился, если не к живому воплощению зла, то к жертвам трагических ошибок. Поэтому было вполне логично прямо с Лубянки двинуться к Красной площади, благо там по прямой недалеко.
Но не пошли. Возможно, духа не хватило. Возможно, то самое советское воспитание помешало – «Ленин сам жертва злых соратников». А, скорее всего, инстинкт самосохранения. Всё-таки усыпальницу сторожили бойцы с оружием, даже если патронов нет, могли штыками поцарапать.
Караул был снят (устал) в символичный день 7 октября 1993 года. После новых октябрьских событий, когда стало ясно, что к старому возврата больше нет. Солдатики в какой-то момент просто зашли в двери Мавзолея (никто этого не запечатлел). И всё. Постом номер один в России стала могила Неизвестного солдата, ни у кого никаких споров не вызывающая.
Но Мавзолей и его содержимое трогать не стали. В 93-м, понятно, пенсионеры, не отошедшие от атак на милицейские кордоны, могли запросто подняться в последний и решительный бой за свою вечную иллюзию. Но разговоры – «с ЭТИМ надо что-то решать» - с той поры не утихали. Тут Степашин рассказал, как в его недолгую премьерскую бытность был вызван к президенту Ельцину: «Будем убирать Ильича, придумай, как». На что Сергей Вадимович якобы ответил (с трудом верится): «Не могу ослушаться приказа главнокомандующего, но учтите, завтра народ сметёт вас как президента». Чушь полная – в 98-м да после дефолта народу точно было не до мавзолеев. Тогда вообще был стратегически идеальный вариант – Россия ждала новой бури с Кавказа (и дождалась через год), в такой ситуации между собой не скандалят.
Короче, оставил Борис Николаевич это дело на преемника. Преемник сначала грозился, обещал, что вот-вот (как-никак ставленник демократических сил), потом успокоился, да и концепция изменилась. Ярый интернационалист и безбожник Ульянов-Ленин как-то незаметно стал иконой для русских патриотов. Потрясающая метаморфоза, настоящий клад как для политологов, так и для психоаналитиков.
Зато у оппонентов Путина появился ещё один пункт обвинения – нерешительность в расставании с идолами. Ксюша Собчак включила всенародные похороны Ильича в обычную человеческую могилу аж третьим пунктом её личной программы политических преобразований. Очень опрометчиво со стратегической точки зрения. Вдруг победит, вдруг захоронит… на кого потом сваливать все неудачи России? А так всегда под рукой отговорка – нас бог не любит за язычество в центре столицы.
Тут неожиданно вмешался Рамзан Кадыров, ему, как оказалось, выставленный на всеобщее обозрение Ленин тоже не по нутру. «Решать вопрос о захоронении Ленина должен, конечно же, президент России Владимир Путин. Но я лично убежден, что довольно глазеть на труп Ленина. И руководителя революции давно пора похоронить, это и разумно, и человечно», - вот как сказал. Соедините это с крайне негативной позицией по фильму «Матильда»… и получается, что наш Кавказ за реставрацию самодержавия.
Тут же в прессе (либеральной) появились подсчёты, во сколько содержание мумии обходится ежегодно государственному бюджету. Оказывается, больше чем в 13 миллионов ежегодно! В масштабах всей страны может и немного, а если в свой семейный бюджет перевести… чувствуете, как испаряется любовь к вождю?
А что думал по этому поводу сам тов. Ленин? А ничего. Ильич, как известно, был упёртым атеистом. Таким глубоко наплевать, где лежать, с кем лежать. Им вообще наплевать на ритуалы, хотя Бонч-Бруевич уверял, что Ленин у него интересовался актом кремации. Думаю, что история с завещанием похоронить его рядом с матерью, горячо обсуждаемая в перестройку – фейк по той же самой причине.
Единственное, в чём я уверен – живи сейчас Ленин, ему бы очень не понравилось в стране, куда вернулись частная собственность, многопартийность, плюрализм мнений, уважительное отношение к религиям… всё то, против чего он так яро боролся. И, наверное, захотелось бы от всего этого спрятаться…
…например, под землю. Удовлетворим?
Леонид Черток