«Заговорили о патриотизме, видать, проворовались», - цитата из русского классика (Салтыков-Щедрин
Я тоже рос в патриотической среде. На кухне моего дома могли клясть советскую власть и генсеков трёхэтажным и даже ещё выше. Особенно под водку и под гитару. Но за столом сиживали мужчины, хлебнувшие фронта под самую завязку, и женщины, вкусившие все прелести эвакуации. Эти люди никогда не путали родину с правительством и имели на это заслуженное право.
В школе тоже расслабляться не давали. Моему поколению повезло: безнравственный поступок пионера П. Морозова ещё не осудили, но уже не восхваляли и культа маленьких отцепродавцев из него не делали (речь идёт об официальной версии, а не о том, что произошло в реальности). Зато были Уроки мужества. Мы мерялись не банковскими счетами своих отцов, а их орденами. Любимая игра в войну, а не в «Бригаду», слова Высоцкого «ребятишкам хотелось под танки» - это и про нас. Вот на целину не хотелось, на БАМ тоже. Возможно, это издержки моего московского круга общения… но и в армии я не припомню таких активистов. Если после дембеля кто-то и рвался по лимиту в Москву, то в милицию, а не на стройки. Но точно вам говорю: если бы тогда враг напал, порвали бы… или сами полегли. Может быть, из-за одного куража, но так были воспитаны.
В перестройку появилась неприятная фраза «Патриотизм как последнее прибежище негодяев». Тоже от классика, но не нашего, хотя иногда и приписывается Льву Толстому. Я понимаю, что тогда имелось в виду. В перестройку рядом с редакцией «Московских новостей», где в те годы тусовалась демократически настроенная общественность, периодически появлялись молодчики из общества «Память», выдававшие себя за «истинных русских патриотов», чья идеология сводилась к насильственному выселению из страны всех инородцев (и иноверцев), преимущественно еврейской национальности. Ну, а если не хотят уезжать добровольно… тогда погром.
Частенько били там этих «памятников». Грешен, я тоже руку прикладывал, и даже ногу. Признаюсь, что с удовольствием и без угрызения совести…
А потом общество наше как переклинило. Помню, в осенний призыв 94-го снимали мы телевизионный сюжет на городском призывном пункте, что на Угрешке. Место мне памятное - сам через него прошёл осенью 77-го. Трое суток как сельди в бочке. А тут… в огромном здании валялись на банкетках десятка два полупьяных призывников, а приехавшие за ними офицеры умоляли поехать послужить – «меня пустого командир дивизии в часть не пустит, сынки, не рушьте карьеру». Оказалось, такой бардак там постоянно, «бегать от армии» стало национальным видом спорта.
Но ведь в Чечне кто-то воевал, не правда ли? Причём без мотивации – «я Родину от врагов защищаю». Впрочем, тогда это не было модным…
Всё изменилось с приходом Путина. Как поползли нефтяные цены вверх, так со всех телеэкранов страны полетела в общество фраза «пора бы России подняться с колен». Вот уже и дети играют не в братка на «мерине», а в мотивированного Данилу Багрова, который даже дешёвых проституток из «чёрных» районов Америки в беде не бросает, лишь бы русская была. И вообще – «вся сила в правде»… понял-нет?!
Ну, а если патриотизм подрос и стал общенациональным явлением, то его надо ублажать и защищать. Вот в Общественной палате и решили, что пришла пора установить в России административное наказание за правонарушения, оскорбляющие патриотов и верующих (как правило, эти качества встречаются два в одном, но атеисты-патриоты тоже есть). При этом с 2013 года в российском законодательстве и без того предусмотрено уголовное наказание за оскорбление религиозных чувств. К чему ещё одно наказание, непонятно.
Что же предлагают «общественнопала
То есть, как я понимаю, теперь можно будет делить оскорбление чувств верующих и патриотов по степени их тяжести и общественной опасности. Если, например, станцевал на амвоне, как это сделали пресловутые «Pussy Riot», то получи двушечку общего режима, а если просто богохульствовал словом, то «червончик» с тебя. В отношении патриотизма пока непонятно… надеюсь, память Сталина и прочих вождей в это понятие ещё не входит.
Ещё интересный момент. Предложено ввести административное наказание за ограничение прав учащихся на бесплатное образование по религиозным мотивам (штраф - до 200 тысяч рублей). В качестве примера приводится случай в одной из новосибирских школ, где директор «устроила травлю» двух учениц-пятидесят
В любом случае, нельзя травить детей за их религиозные убеждения - это аксиома. Лишь бы на практике не столкнутся с каким-нибудь очередным идиотизмом, вписывающимся в поговорку про «закон, что дышло».
Ладно, с чувствами верующих всё более-менее понятно. Но как быть с оскорблением патриотических чувств? Публично порвать портрет Путина теперь стоит 10000 рублей или предусмотрены скидки? Помню, в конце первого класса нам всем выдали книжки про бессмертный подвиг всё того же пионера Морозова. Так мама, увидев её в мои руках, просто порвала и выбросила в мусорное ведро. На мой естественный вопрос – «почему?» мне было сказано – «думай». Я задумался… и к пятому классу понял. Но за разорванную книжку пришлось внести в школьную библиотеку её номинал – 11 копеек. Интересно, это сколько в пересчёте на сегодняшний курс?
Или история, которую я уже описывал. Когда учился в шестом классе, мама поехала с театром на гастроли в Венгрию и привезла мне оттуда ковбойские пистолеты на поясе. Пошли мы прогуляться на Красную площадь (в ГУМе такое вкусное мороженое!), и я сдуру «открыл пальбу» по караулу у мавзолея Ленина. Скрутили обоих - и меня, и маму. В отделении милиции как раз и был разговор о воспитании патриотизма у пионера Чертока. Неужели тот маразм возвращается?!
Лично мне кажется, что здесь имеет место подмена понятий. Оскорбить можно отдельную личность, а не чувства. Причём бросив ему живому в лицо оскорбление или надавав пощёчин «без видимого ущерба для здоровья». Но и в первом варианте есть свои юридические закавыки. Например, для кого-то патриотической иконой является портрет Путина, а для кого-то Немцова. Что касается абстрактного понятия «оскорбление чувств», то у особо впечатлительных они пострадали от вида снесённых павильонов в центре Москвы.
И как с этим жить прикажете?