Писатель Александр Тутов и журналист Анатолий Беднов – о любви к Родине, патриотизме настоящем и фальшивом, народном и казенном.
Родину не выбирают
Александр Тутов: - Может быть, это громко звучит: что для нас Россия? Да, конечно, в нашей истории были и темные, и светлые эпизоды.
Анатолий Беднов: - Как и в истории любой страны.
А.Т.: - Если бы я жил в период Гражданской войны, то сочувствовал бы скорее Белой гвардии ( все-таки предки веками воевали и являлись военной аристократией, хотя среди моих предков были и те, кто воевал за красных, и те, кто за белых. В Великую Отечественную я был бы четко за Советский Союз, за Красную Армию. Я жалею о распаде в 1991 году Советского Союза, точно так же, как и о развале Российской империи в феврале 1917-го. Либералы и прочие виноваты в этом больше, чем большевики, которые просто подобрали власть…
А.Б.: - Которая, как говорится, просто валялась на тротуаре.
А.Т.: - Кто знает, если бы пришли либералы, может быть, стало бы гораздо хуже.
Россия – это наша страна. Какая бы она ни была, мы ее любим. Это все равно, что любить своего брата, потому что он брат, родителей, потому что они родители.
А.Б.: - Потому что это твоя семья и твой дом.
А.Т.: - Хотя, быть может, и у родителей были ошибки. В этом отношении я очень хорошо понимаю Мордаунта, Дюма это хорошо показал в «Двадцать лет спустя»: какой бы ни была моя мать, она была моя мать. Вот так и здесь. Почему у нас либералы не любят нашу страну?
Я понимаю, если бы они не любили наше правительство, тогда они были бы вполне нормальной оппозицией. Но у нас большая часть руководящей верхушки – такие же либералы. А другие либералы якобы против них выступают. Либерал Медведев и либерал Навальный вроде бы враждуют…
А.Б.: - Милые бранятся – только тешатся.
А.Т.: - Из этой серии. Либерал Кудрин, который в чести у нашего правительства, Эльвира Набиуллина. Создается впечатление, что Запад против Путина только потому, что больше денег придется потратить для разрушения России, а не потому, что он такой ярый соперник.
Почему Набиуллина и прочие распоряжаются нашими деньгами, переводят миллиарды в экономику США? Почему нет денег на пенсионеров? Если ты любишь свою страну, ты должен улучшить ее возможности.
А.Б.: - Облегчить жизнь людям.
Как разобщают нацию
А.Т.: - Если обратиться к героическим страницам истории нашего народа: все-таки освоить такую огромную территорию, и владеть ею – это какой широтой души надо обладать! Но сейчас ей неправильно владеют, потому что недра народу не принадлежат. А кто освоил Дальний Восток, Сибирь и прочее? Казаки и поморы, причем большинство казаков вышло как раз из поморов. Поморов и казаков, субэтносы русского народа по Гумилеву, сегодня пытаются обвинить в том, что они хотят выделиться в отдельные национальности. Создается впечатление, что они просто не читали Гумилева, потому что по его теории, если этнос состоит из субэтносов, то он более устойчив. В то же время сегодня у нас уже образовались отдельные «национальности» в виде чиновников, которые во многом не подчиняются российским законам…
А.Б.: - Олигархов.
А.Т.: - Спортсменов, кстати, которые могут выступать под нейтральными флагами – это же поражение, позор!
А.Б.: - Оставаясь при этом российскими гражданами.
А.Т.: - Еще артисты, хотя, конечно, не все. Но эти отдельные «национальности» из спортсменов и артистов придумали как раз чиновники, потому что им это выгодно. Они выделяют государственные деньги на постановки Серебренникову…
А.Б.: - В то время как другие, более талантливые, но не столь скандальные режиссеры тратят свои средства, ищут частных спонсоров, а не делают это за счет бюджета.
А.Т.: - Бюджет – это наши деньги.
А.Б.: - Средства налогоплательщиков.
А.Т.: - Я заработал, с меня вычли большую сумму. Почему я на эти деньги должен финансировать проекты Серебренникова. У меня у самого масса творческих идей, давайте я лучше свои деньги на них потрачу. А его идеи мне абсолютно не нравятся. Если в его фильме Виктор Цой изображен бисексуалом, то мне, как поклоннику Цоя, это совсем неприятно и неприемлемо.
На словах и на деле
Сейчас не так важно, кто человек по убеждениям – коммунист, монархист, националист – важно его отношение к стране и желание помочь ей. К сожалению, те, кто находятся наверху, имитируют это желание. Пусть коммунисты на меня обижаются, но я не считаю, что господин Зюганов – лидер оппозиции. Я не разделяю взглядов коммунистов в чем-то, но понимаю, что они должны какие-то социальные права защищать, и готов их поддерживать в чем-то. Но поддерживать Зюганова не буду. Или господина Жириновского, который якобы «за бедных, за русских», как он говорит, а голосует-то почему-то не за бедных и не за русских. Хотя говорит он хорошо. Но насколько он реальный оппозиционер?
Когда Франклин Рузвельт выигрывал выборы, там был реальный кандидат, готовый прижать и наказать всех чиновников.
А.Б.: - Хью Лонг, которого убили.
А.Т.: - Он был очень перспективным кандидатом, пользовался поддержкой населения. Но его просто взяли и ликвидировали.
У нас есть хорошая группа патриотических политиков: генерал Ивашов, Стрелков (Гиркин), Болдырев, Сулакшин, ряд других интересных фигур. Они не коммунисты, но достаточно патриотичные люди. Хотя единому кандидату от народно-патриотических сил выиграть по-любому не дадут.
А.Б.: - Так же, как Партии Дела (Юрий Крупнов, Максим Калашников и другие) вставляли палки в колеса, не давали зарегистрироваться.
А.Т.: - Хорошие, интересные люди. Я был бы рад, чтобы будущий президент из таких людей составил свое правительство. Тогда может быть что-то начало бы меняться в нормальную сторону. Единственный более-менее патриот в правительстве – это Дмитрий Рогозин, и то он уже много во что влип.
А.Б.: – Я думаю, его просто пытаются подставить с упавшими спутниками, невыплатой зарплаты строителям на космодроме и так далее.
А.Т.: - Есть еще Шойгу. Он на своем месте, пускай сидит на нем. Нормальный министр обороны. Но не президент.
Заграница нам не поможет
А.Б.: - С другой стороны, в политической элите России есть такие фигуры, как Сергей Собянин, который назвал 15 миллионов жителей российской глубинки «лишними людьми». А надо бы поставить вопрос иначе: сколько в России чиновников лишних?
А.Т.: - Думаю, если бы их сократили процентов на девяносто, никто бы не заметил. Потому что от того, как они работают, легче не становится. Так что, может быть, прав был Иван Грозный, который сокращал некоторых своих чиновников на голову? Хотя делал это достаточно скромно в сравнении со многими другими правителями.
А.Б.: - И при этом территорию России увеличил в несколько раз: Поволжье, Сибирь…
А.Т.: - Я понимаю, когда чиновники работают, и от этого есть определенная отдача. Но нам-то легче не становится. Почему не берут деньги с олигархов, имеющих миллиардные долги перед банками? А простые граждане, имея долг перед банками, в две-три тысячи…
А.Б.: - Суд, арест счета, штрафы, пени, вычеты из зарплаты…
А.Т.: - У меня такая ситуация однажды была. Я закрыл карту, ее при мне разрезали, а через два года звонят: вы должны восемьдесят тысяч… На ней оставались сотня или две, но за это время набежала куча штрафных процентов. Хотя карту ликвидировали при мне.
Получается, что Россия вышестоящим не нужна, Западу не нужна, а нужна только обычному населению страны. Поэтому нам и приходится за нее бороться. Так же, как это было в годы Гражданской войны на Севере, когда генерал Миллер был лишь марионеткой Антанты, которая стремилась нагадить в том числе и Белому движению. Они ему нисколько не помогли, то, что смогли, своровали…
А.Б.: - Уходя, утопили в Двине всю технику, вооружение…
А.Т.: - Чтобы белогвардейцам не досталась. Деникину помогали тоже относительно, несколько танков дали, в деньгах разводили по полной программе. Антанта, на самом деле, помощи белым не оказала никакой, она только подставляла и дискредитировала их, потому что ей не была нужна ни сильная красная Россия, ни сильная белая Россия. На Дальнем Востоке американцы, японцы вели себя, как хотели. Надо просто понять: Западу не нужна сильная Россия – никакая! И благополучно живущие жители ему тоже не нужны. Не буду говорить, что весь Запад не любит нас, какой-нибудь фермер может быть в доску своим. Но есть вышестоящие структуры, которые будут всегда нам пакостить. И к этому надо относиться спокойно и серьезно. Почему я не люблю «Суть времени»? Потому что они постоянно пытаются стравить белых с красными, националистов с интернационалистами, поморов с остальными русскими.
А.Б.: - А надо, наоборот, объединять патриотов независимо от их идейно-политической окраски во имя общего дела, а не для накопления капитала и политических очков. Ради подлинного, а не формально-казенного (ленточки, флажки, отдых на Селигере и так далее) патриотизма.