На минувшей неделе мир по ходу забыл даже о северокорейской ядерной угрозе. Мьянма – вот главный информационный хештег начала осени.
Вы знаете, где она находится? Подсказываю – бывшая Бирма, самый запад Индокитайского полуострова. Долгое время была британской колонией, впрочем, как и все соседние государства, ещё и под японцами во время Второй мировой. Был эксперимент с социализмом, который бесславно закончился в 1988 году. Приятельница туда заезжала туристкой, привезла в подарок местного самогона и острейший салат из чайных листьев. А больше и вспомнить нечего.
А ещё Мьянма полиэтническая страна, на её территории проживает более ста национальностей. Отсюда все беды…
Кошмар начался в конце августа, когда границу с соседним Бангладеш стали пересекать толпы представителей народности рохинджа, исповедующей ислам (по разным данным от 30 000 до 70 000 человек). Неправительственная организация Fortify Rights, которая документирует нарушения прав человека в мьянманском конфликте, приводит свидетельства выживших беженцев, которые рассказывают, как правительственные солдаты обезглавливают и расстреливают рохинджа, включая стариков и младенцев. Только в деревне Чут Пый в районе Ситтве из 1400 жителей после рейда мьянманских солдат выжили всего 200 человек.
Ужас-кошмар! Впрочем, есть данные, что сами рохинджа отнюдь не безвинные агнцы. У них есть Армия спасения Аркан Рохинджа, которую запросто можно приравнять к террористическим организациям. И сегодняшний конфликт начался, не в последнюю очередь, из-за её непродуманных действий – боевики стали нападать на солдат правительственных войск, разминировавших штат Ракхайн (какая гнусность по отношению к сапёрам!), а заодно уконтропупили с десяток государственных чиновников титульной национальности.
Тут стоп. Часть политологов считает, что причина конфликта лежит именно в этнической плоскости. Дело в том, что рохинджи – этнические бенгальцы, переселённые на территорию тогдашней Бирмы ещё английскими колониальными властями. Среди них мало у кого имеются паспорта граждан Мьянмы. То есть, по всем понятиям – злостные нелегальные иммигранты, которые вот-вот оттяпают штат. Вспомните историю албанского Косово в составе СФРЮ…ничего не напоминает? И именно мусульмане-рохинджи начали первыми громить буддистские монастыри и осквернять статуи Будды, что сразу придало конфликту ярко-религиозную окраску. Причём остальные их единоверцы, проживающие на территории Мьянмы, этих борцов за самоопределение явно недолюбливают.
Президент России Путин, находящийся в Китае на саммите БРИКС, посочувствовал мусульманам Мьянмы. Ну, а что ещё он должен был сделать, глядя на кадры с отрезанными головами (говорят, фальсифицированными)? Сказать буддистам: продолжайте в том же духе?
И мы бы осуждающе покачали головами и пошли по своим насущным делам – мало ли кровавого беспредела в мире творится. Но появились в Сети кадры из России, после которых хоть добровольцем в эту Бирму-Мьянму записывайся.
Сначала в Москве сотни мусульман (в основном представители чеченской диаспоры) пришли к зданию посольства Мьянмы с грозными воплями. Митинг, кстати, был из разряда несанкционированных, стихийных. Вы знаете, как столичный ОМОН к таким относится? Одной рукой за шкирку, другой за ж… и в автозак. Повезло, если не рожей по асфальту. Но это, когда выступает интеллигентная оппозиция, которую месить милое дело. А тут стояли и испуганно смотрели на бородатых, как будто вернулись 90-е (тогда ментура откровенно бздела идти на конфликт с кавказскими группировками). Причём из Кремля не поступало никакого намёка на одобрение подобной реакции общественности. Это вам не украинское посольство, не американское и даже не китайское периода конфликта на Даманском. Делаем вывод – Москве и москвичам наглядно продемонстрировали, за кем в их городе сила.
Потом (в понедельник) перекинулось непосредственно на Грозный. …собравшиеся полностью заполнили площадь перед мечетью "Сердце Чечни". Люди оставляли свои машины далеко за пределами центра из-за большого скопления народа и шли пешком на площадь. Некоторые участники митинга пришли с транспарантами, на которых написаны слова поддержки мусульманам Мьянмы и призывы против геноцида народа рохинджа. Местные СМИ говорят чуть ли не о миллионе манифестантов. Независимые источники их успокаивают – сто тысяч от силы, остальное известные национальные понты. Но тому, что школьникам и студентам в этот день разрешили манкировать занятия, есть подтверждения.
То есть – дело государственное. Ведь народ поднял сам президент Чечни Рамзан Кадыров, пробормотавший что-то грозное в адрес остальной России, хоть здесь придерживающейся пофигистского менталитета. Правда, потом опомнился и назвал себя пехотинцем Путина, но запомнилась именно первая сентенция.
«Мы тут настоящее исламское государство открыли» — с улыбкой говорит парень из толпы своему соседу. Где-то неподалёку появляются зачатки организованности — участникам акции раздают воду и пряники.
Стоящий в оцеплении молодой мент спрашивает у стоящего неподалёку мусульманина: «Это че, в Сирии что-то?»
«Ээ, браат, нее. Это Мьянма!».
Это журналистская зарисовка с грозненского митинга. Впечатляет?
Вот так нас в очередной раз умыли. И Москва огласилась грозными криками «Аллах акбар», что прямо ассоциируется с терактами - хоть сразу с улицы беги, и в субъекте Российской Федерации вопреки Конституции возникло и здравствует религиозное государства, а население признаёт именно его законы. И что это, если не открытый шантаж?
Почему переведено именно в религиозную плоскость? Потому что какой смысл чеченцам и их президенту разоряться в адрес далёкой Бирмы с её буддистскими прибабахами. А тут журналисты подсуропили - всё повернули так, что можно продемонстрировать сплочённость исламских сил. Что в Москве, что в Чечне, что в Секторе, пардон, Газа, что в мифическом, запрещённом к упоминанию государстве из двух невесёлых букв.
Замечу, это уже не первая многотысячная акция под крылом у Кадырова, он собрал не меньше поорать против «Шарли Эбдо». Православные, которых в России априори больше (по крайней мере, причисляющих себя к воцерковлённым), могут противопоставить что-то подобное? И близко нет… значит, за кем сила? И что-то не слышно мнения наших церковных иерархов… они всё больше борьбой с кинорежиссёрами увлекаются. Или делают вид, что происходящее рядом, по соседству с храмом, не их дело.
Наверное, с гуманитарной точки зрения правильно будет ввести в Мьянму войска ООН, дабы прекратить кровавые безобразия. Наверное, России следует переориентировать свои интересы (говорят, в Мьянме они есть) куда-то в другое место, а там пусть загрызут друг друга. Но решать это должен один человек – президент страны. А то со стороны может привидеться, что он делает это под давлением одного своего оборзевшего губернатора.
Кадыров называет себя пехотинцем Путина? По-моему, он его шайтан… маленький злой бес регионального значения.
Леонид Черток