После выборов всегда ждут какой-то пакости. Даже тогда, когда побеждает партия власти, стоящая у руля без малого 17 лет (если считать первые выборы в Госдуму, на которых победило «Единство»). Вроде, всё с ней ясно, любое действие, любое решение предсказуемо. Однако мозг неравнодушного избирателя свербит одна и та же мысль – это они до голосования боялись народ будоражить, а теперь получили новый гарантийный срок на пять лет… тут и начнётся.
Что начнётся? Пошли разговоры о возрождении КГБ. Помните, как после провала августовского путча 91-го первым бросились свергать с пьедестала Феликса Эдмундовича, как символ всего самого тоталитарного. Нет, сначала, конечно, в ближайший гастроном заглянули, что прямо за зданием Лубянки. Там от победы над тёмными силами ни водки, ни колбасы не прибавилось. Разозлились уличные демократы первой волны и пошли отыгрываться на каменном истукане.
Мне тот памятник тоже не нравился. Не исполнением, в этом я мало что смыслю, а месторасположением. Уж очень проникновенно главный чекист смотрит на «Детский мир». Противоречивая была личность, сначала отцов расстреливал-сажал, потом их детей от беспризорности спасал. Наверное, именно за это детский мир спроектировали рядышком с тёмным миром. Опасное соседство, кто не знает, после начала разоблачения культа личности многие офицеры с Лубянки бегали кончать с собой в туалеты соседнего магазина игрушек. Вот детишки те страху насмотрелись!
Но это лирика. Практика же такова - ещё до президентских выборов 2018 года на основе ФСБ будет создано Министерство госбезопасности, в которое войдут Служба внешней разведки (СВР) и большинство подразделений Федеральной службы охраны (ФСО). Но самое ядро (с едром только не спутайте ФСО сохранится в виде Службы безопасности президента РФ. Что-то похожее на «полицию партии», о которой я слышал в советские времена, вроде бы охраняли членов ЦК, а на деле их «пасли» с очень широкими полномочиями. И входила та «полиция» в КГБ, но на самом деле была гораздо выше по рангу и полномочиям.
Так вот, новое ведомство будет не только сопровождать и обеспечивать расследования уголовных дел, возбуждённых по его материалам Следственным комитетом РФ и МВД РФ, но и осуществлять процессуальный надзор за ними. Кроме того, Министерство госбезопасности будет заниматься обеспечением собственной безопасности во всех правоохранительных и силовых структурах.
Я, к слову, до сих пор вздрагиваю, когда читаю, что ФСБ, преемница КГБ, ловит каких-то взяточников или наркоторговцев. В нашем советском понимании, «комитет глубокого бурения» борется или с иностранными шпионами, и со своими предателями-диссидентами. Типа меня, каким был ещё со школы.
О, это дивная история. Как-то моя мама встретила на улице друга своей школьной юности. Внешне насколько представительного, настолько и неопрятного, со странностями. Зазывал к себе в гости, рядышком, на Осипенко, соблазнял коллекцией магнитофонных записей бардов. А у меня как раз 9-й класс, период увлечения Окуджавой, что прекрасно гармонировало с вечной любовью к «Beatles». Пошли вместе и… попали в общество инакомыслящих. В не самую лучшую их часть, все они были не очень-то состоявшимися в основных профессиях. Но подписывали письма протеста, пели под гитару Галича, издавали самиздат. Плюс водка и пиво… и довольно свободные взгляды на любовь.
Мама всё это уже видела, ей было неинтересно. А мне интересно, я остался. Пару раз эту бывшую дворницкую, переведённую в маневровый фонд ЖЭКа, накрывал КГБ. Мне по малолетству сдавали милиции, которая присылала письма в школу, где на мне уже поставили жирный крест. Я же всерьёз готовился к отсидке по политическим статьям, читал специальные брошюры о достойном поведении на допросах, в лагере и спецклиниках («психушках»), был сторонником самых радикальных методов борьбы с преступным режимом. Но один раз попал на книжную толкучку у памятника первопечатнику Фёдорову и… впрочем, это уже совсем другая история.
Не так давно общался с представителями современного ФСБ по журналистской надобности. Они уверяли меня, что «их кгб» совсем не то, что прежнее, советское. Действительно, «то кгб» никогда бы не стало заниматься каким-нибудь директором горсвета или проректором сафу, тем более, строить оперативные комбинации, не их уровень. А если кто-то Путина не любит, спрашиваю. Да сколько угодно, отвечают, главное, чтобы в него не стреляли и не кидали тухлыми яйцами. Логично.
Впрочем, тот старый КГБ также занимался «ворами в законе». По двум причинам. Первая: представители этой касты считались лютыми убеждёнными врагами советской власти и иногда даже попадали на мордовскую политзону. По формальной причине, когда-то ярко описанной Анатолием Марченко в книге «Мои показания». Например, упёртый сиделец во время суда в сердцах бросит фразу – «да пошли вы все… с вашим Брежневым», ему за это вешают «антисоветскую агитацию» и отправляют в Яваз к политическим. Думают, что он там интеллигентиков будет плющить, но чаще бывало так, что сам амбал попадал под их влияние и начинал заниматься самообразованием. Вторая причина: сотрудники комитета считались более морально выдержанными, чем милицейские следаки. Следовательно, их было труднее подкупить, что «крестовые» пытались делать повсеместно.
Вот и теперь - именно ФСБ возбудила уголовное дело о преступном сообществе вора в законе Захария Калашова (Шакро Молодого) и его соратников. Очень резонансное дело намечается, по которому может погореть (и уже горит) не один крупный чин в погонах Следственного комитета.
Теперь все ждут отставки самого Бастрыкина, у которого уже успели отобрать две машины сопровождения – Мерседес и Ауди-8, говорят, верный признак. Какой глава СледКома и без эскорта, вдруг кто обидит?
Впрочем, у либералов есть своё мнение по поводу будущего супер-министерства и его функций. В их видении, новый КГБ будут представлять собой современный вид опричнины - два инструмента для нейтрализации деятельности как «пятой», так и «шестой» колонн. «Шестая колонна» в классификации патриотов – это ближний президентский круг либеральной направленности, ведущий такую же прозападную подрывную деятельность, только на официальных рабочих местах в кабинетах Кремля и Белого дома (московского).
При этом народу будет озвучена лишь официальная часть реформы - искоренить коррупцию в силовых и правоохранительных структурах, о которой столько пишут последнее время.
Ну, а если так, значит, нас не коснётся. Курим бамбук?
Леонид Черток