На эту тему я уже не раз писал, так что сразу извиняюсь за возможные повторы. Сами понимаете, возраст…
Итак, в этом году исполняется 25 лет августовскому путчу. Что характерно, все заинтересованные стороны вспоминают его с горькой иронией. Победившие тогда либералы (или кто это был?) жалеют об упущенных возможностях – к власти тихой сапой пришли те силы, которые они тогда свергли с пьедестала, зацепив тросом за шею. Проигравшие коммунисты тоже жалеют. О том, что не на тех поставили - слабы оказались в коленках Янаевы-Язовы-Пуг
Лично я не особо рассчитывал вернуться оттуда домой… не зря же ключи от квартиры оставил соседям. Зачем пошёл? В героя поиграть? Ну, и это тоже: не раз представлял себя в горниле новой гражданской войны, приближение которой витало в московском воздухе с конца 90-х. Тут как при операции на открытом сердце – или уйдёшь навсегда без особых мучений, или выйдешь из наркоза почти здоровым человеком. А обратно в замшелый социализм я совсем не хотел - только-только сладенького вкусили, мир посмотрели, себя показали. Ну, и карьерный рост – из осветителей сразу в режиссёры-постан
Конечно, та группка людей с дрожащими руками совершила роковую для себя глупость. Зачем нужны были танки в Москве, когда у людей на улицах ещё толком и оружия-то на руках не было, только ощущение личной свободы? Зато один вид грозной техники раззадорил – ах, вы так нас боитесь, ну, мы вам ещё покажем! Вполне хватило бы милиции с «демократизатора
То, что путч шёл по горбачёвскому сценарию, у меня никогда сомнения не вызывало. Во-первых, рассказ друга, занимавшегося в КГБ установкой связи. Он хохотал в голос: «Что там в Форосе можно отключить, когда всё идёт через космос, с Вашингтоном можно говорить по лейке душа?!» Во-вторых, свидетельство генерала Руцкого, которого я от души презираю как военного и человека, но склонен верить как участнику тех событий: «Прилетел по приказу Ельцина в Форос, вижу - председатель КГБ СССР Владимир Крючков и министр обороны СССР Дмитрий Язов. Спрашиваю, почему они стоят здесь и не заходят к Горбачеву. Они отвечают, что их не пускают. Возникает вопрос, о каком аресте Горбачева могла идти речь?! …Горбачёв мне заявляет, что у него нет связи. Поднимаю трубку, там коммутатор. Меня соединили с Ельциным...». То есть, голимая инсценировка, тут и театральным критиком не нужно быть.
Короче, отношения к тем событиям могут быть разные. Кто-то считает дальнейший развал Советского Союза геополитической катастрофой, заговором ЦРУ и предательством своих, а лично я исторической неизбежностью, ибо так быстро разваливаются только насквозь прогнившие империи без будущего (СФРЮ и то колбасило… ну, вы помните). Но ведь событие, историческая веха? Несомненно. В таком случае я вдвойне не понимаю мэрию Москвы, которая отказалась одобрить проведение мероприятий, посвященных памяти погибших защитников Белого дома. Тех, трёх парней, которых в том августе хоронила вся Москва на Ваганьковском кладбище. А могли бы и на Новодевичьем. И никто бы не вякнул, такой был в те дни авторитет у ОБЩЕСТВА. Даже завидно сегодня…
Сегодня же мэрия города, где происходили эти исторические события (обратите внимание: защищать Белый дом и свободы собирались люди со всей страны, а защитить СССР от развала никто и не чухнулся), ведёт себя парадоксально, если не издевательски - панихиду по погибшим устраивают не на месте их гибели в районе Арбата, а в Сокольниках. Митинг же защитников Белого дома предложили перенести на Суворовскую площадь (рядом с метро Достоевская). Церемонию подъёма Государственного флага России 22 августа вообще посчитали ненужной.
Получился такой забавный месседж - «не те победили в 91-ом, устроили в городе форменное безобразие, будь мы тогда в Москве у власти, такого бы не допустили». «Мы» в тот момент в далёком Ханты-Мансийске обретались… или в Тюмени? Я что-то запутался.
А ведь 24 года подряд 20 августа на площадку над тоннелем у пересечения Садового кольца с Новым Арбатом памятливые неравнодушные москвичи (из тех, кого те события каким-то боком коснулись) приносили траурные венки и цветы в память о погибших. Приходили родственники Комаря, Усова и Кричевского, православный священник и раввин служили панихиды. 24 года подряд 22 августа на этой же площадке на флагштоке поднимали российский триколор. И никому это не мешало, никого не смущало. Как не мешают, не смущают любые акты памяти погибших людей… если, конечно, это не международные преступники типа Адольфа Гитлера. Вон, даже Сталина поминают… мы же не возражаем.
Мне почему-то кажется, что эта очередная собянщина приведёт к актам гражданского неповиновения. Москвичи очень не любят, когда им пришлые навязывают своё мнение. Причём никто не сможет никого обвинить в защите шкурных интересов, как было при сносе торговых павильонов. Тут уже чистая политика, долг памяти и гордость гражданина страны.
Зачем эти хлопоты нужны мэру? Если это не команда из Кремля (тогда совсем печально, ибо ведёт к переписыванию совсем недавней истории), то типичное самодурство провинциала, мещанина во дворянстве: «Посмотрим, столичные штучки, что ещё вы от меня стерпите».
Но тогда логично развить теорию, что было бы, если бы ГКЧП состоялся и победил (про отсутствие сослагательного наклонения в истории мнение весьма спорное - это только у плохих историков нет представления о вариантах развития). Да ничего бы не было. Хорошего. Совок всё равно бы развалился, потому что к его руководству пришли бы такие же гнилые люди, у которых не только руки тряслись, но и лица (от чрезмерной упитанности). Мужества застрелиться хватило только у Пуго. Остальные слишком крепко держались за жизнь… такие в борьбе почти никогда не побеждают.
Трагедия этих людей, с моей точки зрения, заключалась в том, что они не могли даже предположить, что народ захочет их скинуть. Полный паралич воли в кризисной ситуации. Но будь на их месте крутые и решительные… о, это реки крови и полная мировая изоляция. Я бы этих строк точно не писал - просто не пережил бы ночь с 20-го на 21-е, когда готовились к атаке спецназа и об асфальт электроды для сварки затачивали.
Но, если подполковники, ставшие президентами, аспиранты, дослужившиеся до премьеров, военные переводчики, переквалифициров
В любом случае, всё, тогда произошедшее, это часть нашей новейшей истории, и не какому-то Собянину её отменять.
Леонид Черток