Рассказывает капитан первого ранга запаса Дмитрий Косолапов (на фото - справа):
- Я стал капитаном подводной лодки «Гепард» в 2000 году. Тогда я и познакомился с Бариновым. Он оказал содействие в строительстве корабля и оказал значительную помощь экипажу. Корабль в 1999 году под руководством тогда еще премьер-министра Путина был спущен на воду, но только в 2001 году был окончательно построен.
- Какую мог оказывать поддержку Баринов? Подводная лодка - это же государственный заказ, все финансирование из бюджета?
- Заказ, конечно, «государев», но живой пример: вентиля на клапанах должны быть окрашены в соответствии с «руководством по борьбе за живучесть», а на все денег не хватало. Поэтому ОАО «Архангельскгеолдобыча» взяло «шефство», был договор. Баринов выделял деньги, «одел» экипаж, на деньги «АГД» покупали мебель, отправляли экипаж отдыхать, покупали спортивную форму, спортинвентарь и прочее, и прочее. И моральная помощь была, и материальная, возили экипаж в музей «Малые Корелы». Отнеслись как к родным детям! А началось просто, - когда Баринов впервые зашел на корабль и мельком заглянул в казармы - то был поражен, и сам пошел навстречу.
У военных командира, которого уважают, принято называть «папой». Экипаж между собой называл Алексея Викторовича «папой». И действительно уважают его, потому что он не просто нефтяной «генерал», а специалист. Однажды я был свидетелем того, как он, гендиректор крупнейшего на Севере геологоразведочного предприятия, находился у нас, и вдруг ему звонок: какое-то сверло «не идет», - так Баринов в течение пяти минут дал по телефону подробную техническую рекомендацию «что делать», и еще через пять минут ему перезвонили, что все исправлено.
Однажды нашу лодку посетил президент и зашел в мою каюту, а там на стене - две фотографии: «я с президентом» и вдвое больше - фото Баринова. Владимир Путин тогда поинтересовался, кто это? Я ему рассказал, и, я уверен, Владимир Владимирович остался очень хорошего мнения об этом человеке.
- Почему так мало людей и СМИ открыто поддерживают Баринова?
- Я знаю, что многие боятся высказаться открыто в поддержку Баринова. Но просто считать, что Баринов хороший человек - мало. Потому что общественное мнение - оно либо высказано, либо его нет. «Кухонное» мнение никого не интересует.
Я разговаривал с одним руководителем большого бизнеса, спрашивал: «Ну, как же так-то? Неужели вы не можете сказать в защиту? Вы - крупный предприниматель!». И знаете, что я услышал в ответ: «Как только рот открою - «следующим» стану!». - Люди реально боятся!
Самое обидное, люди, которые боятся - они боятся выступить не против власти, не против системы, а против отдельных личностей. Кто «заказал» дело Баринова - все знают или догадываются. Чьими руками оно было осуществлено - мы тоже догадываемся.
Я считаю, что в государстве все должно быть по правилам. Для меня, для вас, для Баринова, для прокурора, для судьи. Основа демократии - и есть выполнение законов. Поэтому вся эта боязнь пахнет непорядочностью. Я лично так понимаю. Думаю, что многие люди понимают так же.
- Ваше видение, что происходит на процессе?
- Целая группа работников прокуратуры целый год что-то делала. Баринова и еще двоих, совершенно случайных людей, год продержали в камере. А на выходе - преступления нет! Тут вариант следующий - либо они должны за свои действия по своим прокурорским законам ответить: взыскания, увольнения, может, что-то еще. Либо они должны свои действия оправдать любым способом. Пока получается - что ищут оправдания именно любым способом.
Раз эта тема переведена в юридическую область - то она должна решаться по правилам, а не по понятиям. На данный момент видны только одни «понятия». Суд над Бариновым - театр абсурда. Придите в суд и увидите сами, что это за цирк, когда все свидетели обвинения дают показания в защиту обвиняемых, эксперты, которые не являются экспертами, да и не могут ими быть, не могут сказать ничего путного. Картинка-то очень странная. Прокуроры почти три месяца что-то спрашивают, постоянно получают ответы, что подсудимые невиновны. А люди продолжают сидеть.
Я понимаю, как тяжело будет сейчас судье принимать решение. Потому что есть у нее свой куратор в суде следующей инстанции, есть, наверняка, куратор и в Москве, который говорит делать «так» или «сяк». Нужно решение расписать, чтобы потом к нему было не придраться. А как это сделать? Тут вопроса о законе уже нет, стоит вопрос только о том, чтобы выполнить «заказ». То, что люди невиновны - уже доказано самим следствием. Все без исключения свидетели обвинения дали показания, полностью оправдывающие подсудимых!
- Если, как вы говорите, суд уже вышел за рамки закона, то, что могут предпринять люди в поддержку Баринова?
- Настал момент, когда мы уже должны проявить свою гражданскую позицию. А что бояться? Мы должны принять решение, либо мы мужчины, либо мы твари дрожащие. Потому что иначе быдлом быть надоело. Кому не надоело - его личное дело, пусть сидят в кустах. Оказать поддержку такому человеку, как Баринов, лично для меня - это честь!
Гражданская позиция - в том, чтобы тот, кто сможет, пришел в суд. Давайте законно придем на заседание, а потом выйдем и расскажем, где мы были. Потому что десять человек сходили, а узнали - сто. И совсем не обязательно лезть на баррикаду. Мы можем показать властьпридержащим, что мы люди тоже значимые. Придем посмотреть в лица этих прокуроров, чтобы их запомнить. Это и есть та поддержка, которую люди могут оказать Баринову. Я так понимаю. Я лично приду 11 июля, так чтобы лично себя удовлетворить, и потом друзьям рассказать, в каком бардаке я присутствовал. Потому что это самый реальный театр абсурда. Но зрители-то, Бог с ними, в этом театре - трое год сидят! И здоровья это не прибавляет. А какое давление на их семьи осуществляется!
- Что изменилось в Ненецком округе после решения президента сместить Баринова с поста губернатора?
- Мои знакомые недавно вернулись из Нарьян-Мара. Там люди везде обсуждают дело Баринова. И причины клеветы на Баринова и его отстранения всем понятны - личные взаимоотношения с «некоторыми» властьпридержащими. И главное - за год без Баринова стало значительно хуже, - говорят все. Это действительно общее мнение в округе, так считают и политики, и простые нефтяники, и безработные. Особенно сетуют врачи. Вероятно, в силу изменения личности нового руководителя, ему не удается охватить все.
- Как много людей могут поддержать Баринова?
- Думаю, тысяч двести человек. В 2005 году я уволился в запас и работаю заместителем начальника аварийно-спасательной службы города Гаджиева в Мурманской области. Почему я считаю, что надо Баринова поддерживать и приехал в свой отпуск в Архангельск? Этот человек в трудную минуту лично меня и мой экипаж не бросил - это показатель. Вот мы говорим «слуга царю - отец солдатам» - так это о таких, как он. В первую очередь, он человек государственный. Когда он был депутатом, мы несколько раз видели его приемы в Северодвинске. К нему приходили зареванные старики, а выходили от него удовлетворенные. И он действительно решал вопросы. И даже до сих пор в Северодвинске все знают - такой важный и удобный переход между кварталами в городе сделан только благодаря «упертости» Баринова. Его так и называют «бариновский» переход.
Я уже 7 сет с Алексеем Викторовичем знаком и ни разу я не слышал о нем негативного отзыва. Удивительно, ведь мы люди - все разные, чуть-чуть черные, чуть-чуть белые, чуть-чуть серые. А тут человек оценивается другими людьми очень высоко. Это заставляет задуматься, наверное, во многом так и есть.
- Что вы думаете про будущее Северодвинска?
- Северодвинск все еще на острие научной мысли в строительстве флота. Этот город аналогов в мире не имеет. Да, было нелегкое время, а сейчас снова строятся корабли.
Вот, буквально в воскресенье, по «Первому каналу» показывали: прошли успешные испытания «Булавы». Новейшая ракета летает, попадает куда надо!
Государство, наконец, обратило внимание, что у нас есть огромные морские границы, которые нуждаются в защите. К тому же все эти американские инициативы - о размещении ПРО в Чехии в Польше! - «Здравствуйте!» Да вы разместите их сразу в Москве! На Воробьевых горах! Чтобы вам уж совсем было хорошо! Ответ адекватный у России всегда должен быть. И их предупреждали - ответ будет. Так вон и ответ - уже летает!
Северодвинск снова корабли строит! И хорошие. Я как специалист скажу, те корабли, на которых я плавал, были построены просто прекрасно. Я думаю, что другие командиры на свои корабли тоже не жалуются.
- Ваши предположения: чем закончится процесс над Бариновым?
- Я полагаю, что это дело славы никому не принесет, а позор государственного уровня - будет. Надежда, как известно, умирает последней, но я считаю, что Баринова должны все-таки выпустить и оправдать.
Беседовал Александр Суханов