Нелепость доводов прокуратуры стала очевидна, когда судья Катышева монотонно озвучивала их, оглашая приговор. До этого, их с пафосом и тревожной мимикой оглашал зам областного прокурора Юрий Шперлинг, объясняя «острую необходимость» взлома квартиры и препровождения больного мэра из домашней постели в больничное отделение СИЗО.
Доводов для ареста мэра прокуратура представила пять. Первый - теоретически, Донской может скрыться. В арсенале обвинения это самый железный и неопровержимый аргумент, идеально опробованный сотни раз. То, что подсудимый уже почти год регулярно более 30 раз являлся на все заседания суда и по всем повесткам в прокуратуру, при расследовании четырех уголовных дел, не имеет для данного судьи существенного значения.
Второй довод - Александр Донской, находясь на больничном в стационаре городской больницы с диагнозом гипертонический криз, разговаривал с журналистами и принимал посетителей. А, значит, мог участвовать в следственных действиях. Но почему-то адвокат принес в прокуратуру больничный мэра и ходатайство о переносе следственных действия с его подзащитным. Данный факт был также засчитан судьей, как достаточное основание для ареста, и указан в решении.
Третий довод. Донской может вылететь за границу. Почему-то, судья Катышева это также перечислила в судебном решении и откровенно «забыла» дать оценку ходатайству адвокатов о том, что Донской сдал загранпаспорт и выехать за границу не смог бы.
Четвертый довод. Донской обвиняется в совершении тяжкого преступления, а именно использовании охраны, оплаченной из бюджета, в личных целях, и срок лишения свободы в случае доказательства данного преступления может составить более двух лет. Указывая такое в обоснование своего решения, судья логически отменяет действие презумпции невиновности в отношении обвиняемого.
Пятый довод, не озвученный в суде, но абсолютно всеми понимаемый, от судьи и прокуроров, до стоящих в охране приставов - это «заказ» областного суда и месть чиновника, берущего деньги пинцетом. Этот довод никогда не прозвучит в зале Октябрьского суда, но именно он перевешивает и усилия адвокатов, и здравый смысл, и, как выяснилось, при необходимости, может перевесить даже решение честного судьи, уже вынесшего решение в пользу обвиняемого.
Итак, по первым предположениям экспертов, следствие по особо тяжкому «охранному» делу против мэра Архангельска будет затянуто и передано в суд только к исходу президентских выборов в марте 2008 года. Обязанности мэра до вынесения судом решения о виновности, либо невиновности Александра Донского будет исполнять, вероятно, заместитель Виктор Павленко.
Как сообщает пресс-служба мэрии, сразу после оглашения постановления о заключении под стражу, мэр Александр Донской сделал заявление: «Мой арест, это политический заказ, связанный с тем, что я заявил о выдвижении своей кандидатуры на пост президента России. У областной прокуратуры нет доводов для обоснования моего ареста, одни лживые обвинения, вранье и трусливая позиция. Я не понимаю, чего они боятся. Мы будем отстаивать нашу правоту и надеемся, что когда-нибудь это удастся».
Фото Н Гернета: в зале заседания Октябрьского суда мэр Александр Донской, адвокаты Татьяна Проценко и Сергей Никитин, судья Александра Катышева.