Рабочие «Севдормаша» 9 месяцев не получают зарплаты и уже шутят: «У столичных хозяев таких заводиков десятки. Они и не знают, где находится Северодвинск», пишет в среду газетв «Правда Северо-Запада».
Действительно, заводик не большой, но уникальный - единственный в России. Такую продукцию выпускают лишь в «братской» Белоруссии. Последние две машины ушли с «Севдормаша» в мае, но они построены, как объяснено рабочим, в счёт какого-то долга. А настоящего серийного производства нет уже два года - нет заказов. Коллектив в 205 человек простаивает, а с сентября 2008-го люди ещё и лишились зарплаты. Отчисления в пенсионный фонд прекратились несколькими месяцами раньше.
Сегодня люди доведены до отчаяния. Готовы устраивать забастовки и голодовки, перекрывать дороги и ложиться на рельсы. Впрочем, бороться за права почему-то не в правилах северодвинцев (то ли воспитание, то ли страх - у каждого своё).
В данный момент ситуация такова: многие даже не увольняются с работы, ибо боятся вообще не получить причитающегося. Кто же вспомнит об уволенном работнике при выдаче зарплаты?!
Ситуация с «Севдормашем» особенно интересна в свете последнего заявления Президента России - плох тот губернатор, который не заботится о социальных выплатах. Достоверно известно, что Илья Михальчук узнал о случившемся от северодвинского мэра Гмырина. Это произошло буквально на прошлой неделе. До того момента, кажется, полное неведение: видимо, корреспонденция, направляемая в администрацию области, перлюстрируется: часть ложится на стол к губернатору/часть не ложится на стол к губернатору - пропадает! Кстати, насчёт случаев пропажи - факт! В случае с «СевДорМашем» рабочие писали письма и Михальчуку, и Путину, и Медведеву. Тишина... Пока тишина!
Власть в сложнейшем положении. Искать заказы и хоть как-то восстановить производство (чиновников потом за это ещё и под суд отдать могут) - никто креслом рисковать не будет. А процесс деприватизации не возможен юридически. Хозяин - барин. Кстати, насчёт хозяина... У «Русского Вольфрама» на Дальнем Востоке хозяин нашёлся, даже прятавшийся в оффшоре. Президент, кстати, в том же заявлении настоятельно рекомендовал губернаторам отыскивать владельцев и тащить их к коллективам, чтоб объяснялись. На «СевДорМаше» рабочие тоже очень бы хотели взглянуть в глаза своим хозяевам.
Заметим, что завод - ровесник города, в этом году отметит 70-летний юбилей. В лучшие времена коллектив в 1200 человек выпускал больше ста машин в месяц. Пресловутая приватизация/экономический кризис в 92-ом пошатнули производство. Собственники менялись часто, а после 2000-го стало лихорадить по-страшному.
В 2004-ом контрольный пакет акций приобрела московская фирма «Система».
Полное название фирмы - «ОАО «Акционерная финансовая компания «Система» (сокр. АФК «Система»). Это крупнейшая олигархическая российская структура, близкая к Правительству Москвы. АФК «Система» владеет «Детским миром» (Москва), отелями в Турции (через «Интурист»), связью и предприятиями в сфере высоких технологий. Вряд ли нашему губернатору такая структура по зубам. Кстати, ряд источников утверждает, что именно АФК «Система» может иметь отношение к скупке долей в известной ранее областной газете «Правда Севера».
Какую «СИСТЕМУ» работы ввёл на Севдормаше новый владелец - неизвестно, но результат «грамотного» руководства налицо. Не исключено, что покупка одного из уникальных заводов в стране по производству спецтехники могла быть совершена в целях монополизации рынка. В таком случае банкротство для Севеодвинского завода можно было бы назвать даже «плановым».
Тем временем четвёртого июня Арбитражный суд ввёл на предприятии внешнее наблюдение. Правда, московских наблюдателей, как и руководителей, рабочие в Северодвинске ещё не видели. Если за месяц ситуация не изменится, четвёртого июля будет введено внешнее управление. А это уже первый этап процедуры банкротства некогда успешного предприятия.
Официальный сайт предприятия уже закрыт.
Фото из рекламного буклета.