Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Чёрная полоса "Внукова". Откуда к нам вернулось советское раздолбайство?

Безвременный уход президента французского нефтегазодобывающего концерна Total Кристофа де Маржери был назван трагедией, как во Франции, так и в России. Однако для нашей страны эта авиакатастрофа может иметь особое значение, полагают многие эксперты. В лице де Маржери Москва потеряла серьёзного союзника. Он активно содействовал притоку инвестиций в страну, публично выступал против западных санкций. Эти взгляды разделяли далеко не все даже в Total, и теперь отношение компании к бизнесу в России может измениться.

Слово Total у нас давно на слуху. Компания добывает нефть в России уже 15 лет. Де Маржери возглавил концерн в 2007 году. Именно с его подачи Total начала экспансию в РФ, составив достойную конкуренцию другим крупнейшим мировым нефтяникам. Таким, например, как «British Petrolеum». С тех пор Россия стала для неё ключевым регионом, что периодически вызывало критику (и не только во Франции) по мере колебаний нашего политического курса. В 2013 году добыча Total здесь выросла на 16% по сравнению с предыдущим годом. Это самая высокая динамика во всех регионах присутствия французского концерна.

В условиях западных санкций компания Total стала одним из тех немногих международных гигантов, которые продолжили свою деятельность в России. Это сотрудничество «держалось исключительно на де Маржери» - признаются сегодня специалисты в области энергетики.

В Москву де Маржери прилетал на 28-е заседание Консультативного совета по иностранным инвестициям под председательством премьера Дмитрия Медведева. На встрече глава Total выступил с жёсткой критикой западных санкций, подчеркнув, что они только усложняют работу европейских и американских компаний в стране, не неся никакой практической пользы. При этом француз отметил, что Total, как законопослушная компания, будет их соблюдать, но призвал российскую сторону исправлять ситуацию политическими методами, сказав, что о том же самом просит и руководство своей страны.

Кстати, ранее он же признавал, что санкции мешают компании привлекать финансирование для совместного проекта с «Новатэком» - «Ямал СПГ». Из-за санкций Total приостановила скупку акций «Новатэка», остановившись на доле в 18% вместо планировавшихся 20%. Вдобавок де Маржери был одним из тех, кто убеждал европейские власти не вводить персональные санкции против председателя правления «Газпрома» Алексея Миллера.

Выступая в Москве за несколько часов до гибели в авиакатастрофе, де Маржери назвал санкции ЕС и США в отношении России «несправедливыми и бесполезными», а также сказал, что он против попыток «изолировать Россию от основного глобального экономического и политического процесса». И это не просто красивые слова. Под его руководством Total сделала крупную ставку на Россию. Вместе с «Новатэком» она развивала СПГ-терминал в Арктике, вместе с «Лукойлом» искала нефть в Сибири и т.д.

Де Маржери часто признавался, что пытается лоббировать свою точку зрения на политическом уровне. Из-за своей позиции в отношении санкций он сам, по его же словам, стал не очень популярным во Франции. Зато в России его ценили: свои соболезнования публично принесли и чиновники, начиная с президента РФ Владимира Путина и премьера Дмитрия Медведева, и бизнесмены, включая главу «Газпрома Алексея Миллера, президента ЛУКОЙЛа Вагита Алекперова и совладельца НОВАТЭКа Геннадия Тимченко.

Увы, но практически все эксперты в области экономики и, тем более, нефтедобычи, считают, что трагическая гибель де Маржери «без сомнения, повлияет на отношения Total с российскими партнерами в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Они полагают, что в последнее время де Маржери оставался едва ли не единственным в Total, кто выступал за развитие бизнеса в России.

Как известно, смена высшего руководства в любой свободной от государственной опеки компании зачастую ведёт к переосмыслению её стратегии. И изменение стратегии Total, в том числе, в плане сотрудничества с Россией, будет во многом зависеть от того, кто займёт место погибшего президента компании.

Здесь наиболее вероятным кандидатом называют маркетингового директора Total Филиппа Буассо. В этом случае есть неплохие шансы, что кардинальных изменений не произойдёт. Данный преемник не только всегда считался единомышленником де Маржери, он ещё никогда не упустит возможности «вставить шпильку» американским коллегам по бизнесу. Однако есть вероятность того, что новый президент не выдержит давления со стороны ЕС, и Total задумается о снижении доли или приостановке участия в проекте «Ямал СПГ». Другие вероятные преемники пока являются тёмными лошадками, и их поведение пока прогнозировать сложно.

Расследование авиапроисшествия поручено следователю СКР Михаилу Гуревичу, ранее занимавшемуся выяснением обстоятельств крушения польского «борта N1», в котором погибло практически всё тогдашнее руководство Польши во главе с президентом Лехом Качиньским. Излишне говорить, что подобное кадровое решение не встретило оптимизма у иностранных наблюдателей. Напомню, если российская сторона в том инциденте углядела лишь вину пилотов и не совсем адекватное поведение в полёте польского военного руководства, то западная сторона говорит о непрофессионализме российских авиадиспетчеров, растерявшихся в сложной ситуации.

Пока Следственный комитет России рассматривает четыре причины произошедшего - ошибку диспетчера, действия снегоуборщика, погодный фактор и ошибку пилотирования. По словам официального представителя СКР Владимира Маркина, водитель снегоуборочного автомобиля находился в состоянии алкогольного опьянения. По версии ведомства, вина в случившемся, скорее всего, лежит именно на нём, за что бедняга уже арестован аж до конца декабря. В то же время стало известно, что руление легкомоторного самолета контролировал диспетчер-стажёр. Официально эта информация не подтверждена, но и не опровергнута.

Совершенно очевидно одно - следствие заранее определило направление поиска. В данном случае - человеческий фактор. Причём без особого изыска. Какие-то конспирологи быстро докопались до фамилии водителя снегоуборщика - она имеет украинское окончание. Моментально появилась версии об «агенте майдана» и «руке Киева». Ну, разве не красавцы, мать их!..

Пока ясно одно - причиной трагедии стало столкновение летательного аппарата со снегоуборочной машиной. Самолёт задел её стойкой шасси, после чего у него загорелся двигатель. Если руководство аэропорта считает, что всему виной цепь трагических обстоятельств, то Следственный комитет напирает на раздолбайство всего руководства аэропорта «Внуково». Но дальше идти в своих выводах опасается...

Действительно, в деле много неясного. Аэропорт «Внуково» носит статус правительственного. Именно он принимает частные самолёты высоких персон. Соответственно, контроль по передвижению по его взлётно-посадочной полосе удвоен, если не утроен, по сравнению с тем же «Домодедово». То же самое и с контролем при допуске сотрудников до работы. Каким образом за руль снегоуборщика мог попасть пьяный? Это же не бутилированную воду развозить по адресам в Архангельске (явился как-то ко мне такой красавец).

Правда, как-то слишком много таких событий мы наблюдаем в последнее время. То у нас в метро стрелку на рельсах неправильно проволокой примотали - виноват, естественно, стрелочник. То Саяно-Шушенская ГЭС работает-работает, хотя генератор ходуном ходит, но ведь работает, а в какой-то момент её прорывает. Давно слышу и читаю о том, что в России наступает эра техногенных катастроф. Начинает рваться там, где тонко. Рвётся, и никто на чужой беде не учится. Особенность национального характера или как?

Очень не хочется думать, что виноват несчастный водитель несчастной машины, которому, судя по фотографии, хорошо за шестьдесят. Кстати, какой у него опыт, какая классность? Вопрос непраздный. Мне рассказывали, как некогда вылизанный с иголочки аэропорт «Домодедово» прямо на глазах превращается в нечто совковое. Со всеми известными атавизмами того строя, в том числе, пьянством на работе.

А ведь был, был момент в нашей истории, когда мне стало казаться, что всё покатилось в ту сторону, в которую нужно. Пришлось это на 90-е, сегодня многими проклинаемые. Государство наше тогда было совсем бедным, никому не помогало. Вот люди и стали заботиться сами о себе - что-то вскапывать, строить, обслуживать как надо. А потом повалили нефтедоллары, вертикаль власти, государственный капитализм... и опять начался знакомый колхоз «Красный лапоть». Лично у меня только такая параллель.

Как нам теперь извиниться перед Францией? Деньгами ведь такую утрату не восполнишь. Сказать, что их пилоты были подшофе? Совсем подло получится. Разве что «Внуково» переименовать в «Аэропорт имени Кристофа де Маржери».

А что, по-моему, звучит...

(на фото: тот самый бедолага-водитель с украинским окончанием)

 

Леонид Черток

 


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Апрель 2024 (277)
Март 2024 (330)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)
Ноябрь 2023 (335)







Деньги


все материалы
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20