Неохаризматические секты Билла Пранкарда (Канада) и Кеннета Коупленда (США) ведут активную вербовку адептов среди коренного малочисленного населения Ненецкого автономного округа (НАО) и Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО). Эксперты отмечают, что деятельность сектантов способствуют развитию межэтнических конфликтов и влечет за собой необратимые последствия для традиционного образа жизни ненцев.
По словам епископа Иакова, в современных геополитических условиях государство должно поставить заслон подобным «миссионерам».
«Речь идет ни больше, ни меньше о самом бытии Русской Арктики, которая существует, по неоспоримым свидетельствам исторических документов, с XI-XII веков. Труды мореплавателей, поморов, первооткрывателей, православных священников и миссионеров, людей, которые осваивали эти территории, хозяйствовали, трудами их устроялась Северная Русь, они несли этой земле православную культуру как наследие Христианства, - всё это было направлено на то, чтобы Арктика всегда оставалась русской, российской. Продолжателями этих дел были и полярники советского периода истории страны российской». - Отметил архипастырь.
По мнению владыки, возможным ответом на проникновение канадских и американских сект в Арктику может стать расширение миссионерского служения Церкви. Но на этом пути Церковь должна получить поддержку государства и тех структур, которые осваивают природные богатства Заполярья.
«Шаги по преодолению ситуации очень простые: нужно идти к людям. Однажды во время полета к нефтяникам я останавливался в двух стойбищах оленеводов. Люди очень хорошие. Но, конечно, необходима помощь государства: предположим, нужно послать священника в отдаленный населенный пункт. У епархии нет ни средств передвижения, ни финансовых возможностей: билет в отдалённое село стоит больше, чем билет из Нарьян-Мара в Москву. Нельзя провезти более 20 кг, а ведь нужно взять, кроме самого необходимого для священника, и литературу. Почему-то у сектантов есть треколы, есть снегоходы для регулярных «набегов», а у нас нет ничего, - пояснил епископ Иаков. - Да, есть губернаторские программы, определяющие социальное служение. Но если человеку не дать духовной пищи - что дальше? Следующие «беловежские соглашения», продолжение того, что мы видим на Украине? В самом «лучшем» случае - вариант Норвегии, где самый высокий уровень жизни, а, институт семьи - основа государства - разрушается катастрофически быстро. Последствия такого развития событий, когда материальные ценности становятся определяющими ориентирами и человек воспитывается в представлениях, что свобода - это вседозволенность, будут не менее печальны».
«Полагаю очень мудрым и дальновидным шагом в укреплении духовно-нравственного единства российской нации и страны осуществляемое по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при помощи государства строительство духовно-просветительских центров в новообразованных епархиях Русской Православной Церкви, - сказал епископ Иаков. - Я знаю, что это начинание получило дальнейшее развитие. Замечателен пример Ямало-Ненецкого округа, где синергия созидательных устремлений властей в лице губернатора и епископа воплощается в масштабном проекте создания комплексного образовательного центра для молодёжи. В настоящее время губернатор НАО И.В. Кошин вместе с другими госструктурами деятельно поддерживает процессы духовного возрождения, которые начаты Нарьян-Марской епархией на территории округа. Уверен, вместе мы сможем сделать всё, что послужит ко благу Родины и народа, во славу Божию».
По информации Архангельского регионального антисектантского центра «Гражданская безопасность», на территорию НАО миссионеры приходят из Республики Коми со стороны Воркуты, где с середины 90-х гг. действует неопятидесятническая секта с широкими международными связями «Силоам». В Ямало-Ненецком округе зарегистрирована целая сеть неопятидесятнических групп, под разными названиями: «Слово жизни», «Радостная весть», «Миссия Пробуждения» и др.
«Религиозная экспансия «Движения веры» продолжается уже на протяжении двух десятилетий и влечет за собой необратимые последствия для традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, в том числе для системы их жизнеобеспечения», - рассказал представитель центра «Гражданская безопасность».
«Проповедью харизматов охвачены несколько ненецких родов, в частности, кочующий род Ямб То, который ведет традиционный образ жизни. Еще в советское время Ямб То был известен тем, что ненцы из этого рода отказывались от паспортов и не вступали в оленеводческие и промысловые колхозы, демонстрируя таким образом неприязнь к представителям власти и советскому государству в целом. В религиозной памяти ненцев русские всегда соотносились с Православием. Сектантские проповедники, сознательно противопоставляя свою «веру» «вере русских», способствуют развитию сепаратистских и этноэгоистических настроений среди коренных малочисленных народов Севера. Такие же процессы наблюдаются в Ямало-Ненецком автономном округе», - отметил эксперт. К сожалению, есть подобный пример и на территории НАО. Это идоложертвенный истукан, поставленный несколько лет тому назад в окрестностях Пустозерского городища. «Памятная» доска утверждает, будто на этом месте были казнены 1000 ненцев. Исторически данный факт никак не подтверждается. Наоборот, хорошо известны царские приказы всячески содействовать коренному населению и не обижать ненцев.
«Результаты прозелитизма учителей харизматического «Движения веры» могут резко расходиться с миссионерскими или благотворительными целями. Тактическая и стратегическая эффективность религиозного фактора слишком велика, чтобы представители сектантских движений оставались вне политики. Ярким примером разрушительного реформирования религиозно-политической картины общества по сектантскому образцу стала Украина, где у власти находятся баптист-харизмат Турчинов и сайентолог Яценюк, обеспечивающие развитие кровавых событий на исконно православных территориях.
«Нужно четко понимать, что неопятидесятники - далеко не светочи духовного опыта и ничего нового и положительного они нам не несут. А вот способствовать созданию активных, пусть и немногочисленных групп, частично или полностью подконтрольных внешним центрам, могут вполне. Именно это и происходит. В данном смысле объект религиозно-политической экспансии выбран далеко не случайно. Ненцы на сегодняшний день - самый многочисленный малый народ Севера России. Территория его проживания огромна - от канинских и малоземельских тундр Ненецкого округа до Таймыра. Географически эти земли определяют контроль над Северным морским путём, выход к богатейшим перспективным месторождениям Арктической нефти, залежам стратегического сырья в Полярном Урале. В случае развития неблагоприятного для нас сценария - частичного ослабления или потери российского суверенитета в Арктике - охваченные иностранными религиозными миссиями семейно-родовые общины вполне могут стать «агентами» внешнего влияния. Духовная экспансия, в свою очередь, открывает путь для политического и экономического «освоения» - захвата территорий. Фактически иностранные проповедники готовят революцию в Российской Арктике точно так же, как они это делали на Украине», - отметил представитель центра «Гражданская безопасность».
Неопятидесятнические секты, как одни из самых опасных сект среди тоталитарных образований, угрожают тем, что в их практике и вероучении существуют такие феномены, как «говорение на языках» (глоссолалия), «поверженность в Святом Духе», «изгнание дьявола», что оставляет неизгладимые деструктивные последствия в психике человека и делает его психическим и духовным инвалидом. Эти практики могут привести к серьезным нарушениям сознания (порой и к смерти). Практикуемая и, к сожалению, нередко поддерживаемая государственными структурами практика подобных организаций активной вербовочной деятельности среди молодежи школьного и студенческого возраста, лжереабилитация наркозависимых, «служение по тюрьмам», активная политическая деятельность, - всё это звенья одной цепи, угрожающей государству и здоровью нации.
По данным информационного-консультационного центра священномученика Иринея Лионского, члены неопятидесятнических сект, страдающие депрессивными состояниями и серьезными психическими расстройствами, представляют реальную социальную опасность.
(Информация взята с сайта Архангельской и Холмогорской епархии)