Память погибших почтили во всех храмах Пермской епархии - отслужены панихиды об упокоении душ жертв авиакатастрофы, сообщают местные СМИ. «Искренне верим, что соборная молитва об упокоении жертв авиакатастрофы, которая совершится в храмах едиными устами и единым сердцем, принесет утешение родным и близким погибших в их горе», - говорится в послании епархии.
Первое богослужение совершилось сегодня у часовни на месте трагедии в 5 утра - в час, когда самолет пытался зайти на посадку и рухнул на город. Другой молебен отслужили на Северном кладбище города в квартале, где похоронены пермские пассажиры лайнера.
На месте падения самолета в Перми воздвигнута православная часовня-столп в честь иконы Божьей матери «Утоли моя печали». В прошлом году пермяки высадили ведущую к ней аллею. В ней 88 деревьев - по числу пассажиров и членов экипажа разбившегося самолета.
Спустя 24 месяца после трагедии в истории падения авиалайнера остается немало темных пятен.
Согласно официальной информации, 14 сентября 2008 в 05 часов 10 минут местного времени в Перми на 1441 км транссибирской магистрали у железнодорожного перегона «Пермь-Бахаревка» потерпел катастрофу пассажирский самолет «Боинг-737-505», следовавший рейсом № СУ 821 «Москва-Шереметьево-Пермь».
Согласно заключению комплексной авиационно-технической судебной экспертизы перед вылетом самолет, потерпевший катастрофу, имел две неисправности: не фукционирующие автомат управления тяги двигателей и TCAS (бортовая система предупреждения столкновений). В соответствии с перечнем допустимых отказов авиакомпании MEL Руководства по технической эксплуатации самолета «Боинг 737-505», данные неисправности не являлись основанием прекращения полетов, а решение о вылете уполномочен принимать командир экипажа воздушного судна.
По результатам расследования межгосударственного авиационного комитета был зафиксирован факт недобросовестного отношения к работе некоторых должностных лиц. Экспертиза установила, что крушение «Боинга» произошло из-за потери пространственной ориентации пилота воздушного судна.
Следствие по данному делу было прекращено весной этого года в связи с гибелью главного подозреваемого - пилота Родиона Медведева. 26 апреля решение отменили и направили на дополнительное расследование. Его цель - проверка должностных лиц, причастных к катастрофе.
Как ранее сообщало ИА "RUSNORD", в марте адвокат родственников погибших в авиакатастрофе самолета Boeing под Пермью Игорь Трунов сообщил, что будет обжаловать решение следственного комитета о прекращении уголовного дела в отношении Медведева. Не исключается, что кроме погибшего пилота «соответчиками» могут оказаться и ныне здравствующие руководители авиакомпании «Аэрофлот - Норд» (Архангельск), и глава местного Госавианадзора Николай Соловьев.
Адвокат отметил, что в ходе следствия было "выявлено много нарушений". Так, например, "не существует качественной подготовки пилотов", потому что летать на машинах иностранного производства их не учат, писал весной 2010 года «КоммерсантЪ».
«В этом случае, как минимум, должно быть вынесено частные определения в адрес должностных лиц, выпустивших самолет с двумя обнаруженными и неисправленными дефектами, включая автомат связи, - считает Игорь Трунов. - В частности, диспетчер допустил ряд неточностей, связанные с нарушениями нормативной документации. Оба пилота «Боинга» не имели опыта полетов на самолете такого типа, потому что в РФ не существует соответствующей программы повышения квалификации летного состава. Никто из них не проходил специальную подготовку по выводу самолета из сложных пространственных положений. Кроме того, уровень владения членами экипажа английским языком не позволял в полном объеме знакомиться с технической документацией, которая имеется только на английском. Схемы захода на посадку в аэропорт «Пермь» содержат ошибку. За этим всем стоял не погибший пилот Родион Медведев. Поэтому речь и идет о вынесении частных определений - для устранения всего комплекса выявленных нарушений. Уголовное дело должно служить профилактике подобных правонарушений, а получается, что люди погибли, следствие провели - и сдали дело в архив. Выводов никаких, профилактики - ноль».
Трунов заметил, что, согласно заключению МАК, пилот во время полета совершил несколько ошибок в управлении самолетом. В частности, Родион Медведев не смог сориентироваться в пространстве, в результате чего и произошла авиакатастрофа.
«За каждым нарушением в деле «Боинга» стоят деньги, - заявил в марте 2010 года в интервью «Свободной прессе» Игорь Трунов. - Почему самолет летает с дефектами? Потому что его надо останавливать и чинить, а это - упущенная выгода. А так он летает и летает, каждый полет приносит определенную сумму. Почему летчики не прошли спецподготовку? Потому что это тоже деньги, надо платить за эту подготовку. Почему летчик не знает английского языка? Потому что его надо обучать языку, значит, опять тратить деньги. Почему летчики разбившегося «Боинга» летали полусонными, почему нарушены все нормативы продолжительности рабочего дня? Да потому, что летчиков эксплуатируют по полной программе, они не высыпаются.
За всеми нарушениями стоит желание получить сверхприбыль. И, конечно, должна быть профилактическая составляющая, воздействие правоохранительных органов в целях обеспечения нашей с вами безопасности».
Напомним, что проблема экономии на переподготовке пилотов для полетов на «Боингах», а так же регулярные переработки летчиков «Аэрофлот-Норда» выше допустимых «нормативов усталости» вскрылась в результате расследования уголовного дела пермской авиакатастрофы. Политика «выжимания пилотов» в архангельской авиакомпании велась долгое время, благодаря покровительству начальника регионального Госавианадзора Николая Соловьева. Так, в декабре 2009 года в СМИ были обнародованы данные о сознательной замене актов надзорной проверки «Аэрофлот-норда» с негативного на нейтральный.
Подробности в материалах:
Авиакатастрофу Боинга-737 в Перми можно было предотвратить еще в 2005 году и