Эти обвинения были полностью опровергнуты ОАО «СМП» 20 ноября. По данным спутниковой системы навигации, российское судно находилось в 8 милях от места аварии норвежского бота. При осмотре судна «Владимир Тимофеев» 20 ноября в Мурманске никаких повреждений на нем не обнаружено. Также, по данным «СМП», в районе аварии в норвежских водах находилось китайское судно YUTAI AMBITIONS, и даже есть фотография этого судна, сделанная в Мурманске буквально через день после аварии, где четко видны следы свежей краски на носу корабля.
«Норвегия нас публично «ославила» на весь мир, обвинив в чудовищном
преступлении, как с точки зрения морского права, так и чести моряков, - заявил
Арктическому информационному агентству ARCTICWAY.RU заместитель генерального
директора СМП Сергей Ястребцев. - Неоказание помощи потерпевшим бедствие не укладывается в голове ни одного моряка».
Мало того, как выяснилось, это уже второй инцидент клеветы в отношении СМП со
стороны норвежской береговой охраны. В марте 2009 года судно «Механик Тюленев»
было арестовано Норвегией с точно такой же формулировкой: «наезд на
рыболовецкую шхуну». Тогда российское
судно было арестовано и отконвоировано к норвежскому причалу, но в результате
досмотра норвежские специалисты не смогли обнаружить ни одной царапины.
Капитана «Механика Тюленева» подвергли очень жесткому допросу в местной
прокуратуре, угрожая пожизненным заключением. В результате только через 10
дней, когда была поднята норвежская шхуна и вину российских моряков доказать не
удалось, «Механик Тюленев» был отпущен без каких бы-то ни было извинений и без
каких-либо материальных компенсаций, несмотря на значительный материальный
ущерб СМП от задержки судна. Тогда МИД России просто спустил этот инцидент «не
тормозах».
Сейчас уже ясно, что именно безнаказанность позволяет норвежским морским
властям проводить такие информационные провокации против российских моряков. Северные рыбаки также отмечают, что прессинг и различные надуманные придирки со
стороны Норвегии в последнее время усилились в разы. Не исключено, считают
руководители морских компаний, что в результате подобной «антироссийской
пропаганды», распространяемой Норвегией, ухудшится отношение к российским
морякам и в других портах Европы.
Заявление подписано руководителями компаний «Баренц-Транс», судоходной
транспортной компанией «Мишарин ЛТД», лично
предпринимателем Мишариным А.Г, и руководителем компанией «Транс-Норд» и
направлено в МИД России.
Подробный релиз СМП о ситуации с
т/х «Владимир Тимофеев»:
Теплоход «Владимир Тимофеев», принадлежащий ОАО «Северное морское пароходство» следуя в нейтральных территориальных водах, по просьбе норвежской стороны сменил курс для участия в спасательной операции в районе около 25 миль от норвежского берега.
Теплоход обнаружил светящиеся буи и норвежское спасательное судно в координатах 70 58 N 030 20 E. По просьбе норвежской стороны капитану т/х Владимир Тимофеев было предложено поднять буи на борт судна. Капитан проинформировал норвежскую сторону, что не имеет данной возможности. Тогда норвежская сторона объявила, что тревога была учебной и дала разрешение на следование в порт назначения.
Через некоторое время судно получило информацию от береговой охраны с требованием следовать в территориальные воды Норвегии. Капитан т/х «Владимир Тимофеев» отказался выполнять данное распоряжение, после чего корабль береговой охраны FARM попыталось остановить теплоход для высадки досмотровой группы без указания причины досмотра.
Как позже стало известно, береговая охрана Норвегии подозревает т/х «Владимир Тимофеев» в инциденте с норвежским рыболовным судном, затонувшим накануне в координатах 71 04 N 030 06 E.
В момент предполагаемого столкновения с рыболовецким судном российский теплоход находился на 8 миль западнее. По информации с т/х «Владимир Тимофеев» каких-либо сигналов бедствия, кроме указанного радиовызова о тревоге, оказавшейся впоследствии учебной, теплоход не получал. Кроме того, впереди т/х «Владимир Тимофеев» в 6-8 милях следовало иностранное судно YUTAI AMBITIONS в порт назначения Мурманск, путь которого проходил в районе предполагаемой точки происшествия.
Похожие действия норвежская сторона уже совершала в адрес судна «Механик Тюленев», также принадлежащего ОАО «СМП», после недельного задержания и осмотра выяснилось, что теплоход не имел отношения к столкновению с норвежским рыболовецким судном.