Клиенты старейшего и одного из крупнейших туроператоров России «Ланта-тур вояж», оказавшиеся из-за его финансовых трудностей заложниками в заграничных отелях, вынуждены спасаться самостоятельно. Очередная «туристическая катастрофа», пришедшая на смену истории с «Капитал-туром», случившейся в 2010 году (кстати, ситуацию тогда спас никто иной, как Михаил Прохоров, выкупивший контрольный пакет компании и поставивший на управление свой опытный менеджмент), получила такой общественный резонанс, что поневоле станешь сомневаться в цифрах - «на заграничный отдых выезжает лишь 4 % от общего числа россиян». Если это так, получается, что наши СМИ обслуживают исключительно интересы богатых. Или политтехнологический ход - любой разговор о выездном туризме подспудно приводит к мысли о том, благодаря кому мы стали так кучеряво жить.
О проблемах клиентов «Ланта-тур» приходят сообщения из Индии, Чехии, Вьетнама, с Бали и из Таиланда, где россиянам уже угрожают полицией и тюрьмой. Причём в Таиланде с нашими не церемонятся, вплоть до конфискации вещей и документов, когда как в дружественном Вьетнаме относятся с пониманием, лишь просят хоть что-нибудь заплатить за постой. Да и на родине на туристах начали наживаться - вернуть свой паспорт, отданный «Ланта-тур», иногда можно лишь за 10 тысяч рублей. Эксперты тем временем пытаются понять, что стало причиной нынешней ситуации: демпинг, слабые нервы или банк, вовремя не выдавший кредит.
А покуда Ростуризм и правоохранительные органы разбираются в причинах возникших финансовых трудностей, россияне тайком сбегают из гостиниц, чтобы вернуться на родину. Один из клиентов "Ланта-тур", отдыхавший на курорте в Юго-Восточной Азии, в своем Twitter описал, как ему и еще нескольким людям удалось обмануть охрану и покинуть территорию отеля. «Решили покидать отель маленькими группами. Нашей удалось вырваться, бросив часть вещей. Держим курс в аэропорт».
По его словам, проблемы у россиян в его отеле начались только 29 января с того, что были отменены оплаченные экскурсии и отменен трансфер в аэропорт. Затем со стойки ресепшн исчезли все бумаги, касающиеся «Ланта-тур», а телефоны представителей компании не отвечали.
«Пока наш отель не прочухал краха "Ланта-тур", мы забрали свои паспорта с ресепшена под предлогом самостоятельной поездки по стране», - написал россиянин. Как оказалось, это решение было верным - вскоре отель предъявил туристам «Ланта-тур» требования по оплате проживания, а полиция перекрыла для россиян выход из гостиницы. Данной группе туристов, сумевших забрать свои паспорта, повезло - они вернулись на родину рейсом авиакомпании «Трансаэро», приютившей пассажиров с билетами на другую дату. «На память остались ключи от номера. Кое-какие вещи пришлось бросить. Собираюсь написать письмо в отель по возвращении в Москву. :) Экстрим», - написал турист перед взлётом.
Но это выход для решительных и удачливых, тех, кто в юности хоть раз уходил из ресторана, не заплатив по счёту. Большинство россиян оказались менее везучими, и сейчас буквально силой удерживаются в своих отелях. Наиболее тяжелая ситуация сложилась в Таиланде, там в гостиницах гарантийные письма от российских туристов принимать отказались - только живые деньги. Посольство РФ даже распространило рекомендацию повторно оплачивать счета в гостиницах, а на родине уже разбираться с «Ланта-тур». Тут-то и вылезла наружу сермяжная правда жизни - большинство россиян не берут за границу лишних денег, а международными кредитными картами вообще пользуются единицы.
В понедельник стало известно, что восьмерым российским туристам в Таиланде угрожают арестом, а дипломаты пока ничем не могут помочь. «Куда бы мы ни звонили - в посольство, в консульство - нас перенаправляют друг на друга», - жаловалась в эфире радиостанции «Эхо Москвы» туристка Елена. Она добавила, что ее группа отдыхающих в отеле Gulf Siam в Паттайе не имеет на руках билетов в Россию: «Мы хотим выяснить, как отсюда улететь, потому что у нас нет обратных билетов. Они, оказывается, даже не проплачены, хотя мы оплачивали все через «Ланта-Тур вояж» в России».
В Индии обстановка спокойнее. В ночь на минувший понедельник из Гоа вылетели около 100 россиян - это стало возможным после того, как дипломаты убедили администрации отелей принять гарантийные письма от туристов.
На Бали в настоящий момент россияне никаких проблем не испытывают. «Местные компании, принимающие клиентов «Ланты», гарантируют им нормальный отдых и вылет на родину до конца этого месяца, - заявили в консульстве РФ. - Однако с наступлением февраля тем, кто будет продолжать прибывать в Индонезию с путевками обанкротившейся фирмы, и продолжающим здесь свой отдых придется оплачивать пребывание в отелях самостоятельно».
В начале минувшей недели появилась информация о первых проблемах россиян в Чехии. Трое туристов «Ланта-тур» в спешном порядке покинули эту страну после того, как в отеле им предъявили дополнительные счета и заявили, что часть отпуска туроператор не оплатил. Россиян бесплатно доставили на родину рейсом «Аэрофлота», можно сказать - повезло.
Общее число российских граждан, оказавшихся заложниками финансовых проблем «Ланта-тур», составит как минимум три тысячи человек. Пессимистичная оценка - восемь тысяч человек. Вроде, ничтожная доля процента, на системный кризис никак не тянет, а шума-то, шума. В чём тогда дело? Читайте второй абзац материала...
Ко всем прочим бедам несчастной фирмы, чьё название на долгие годы стало синонимом обмана в туриндустрии, на минувшей неделе стало известно о том, что на клиентах «Ланта-тур» уже начали наживаться мошенники, причем не в далеких азиатских странах, а в Москве.
Так, курьер «Ланты» должен был привезти в аэропорт паспорта ученых, собирающихся на международный симпозиум. Но когда делегаты приехали в аэропорт «Шереметьево-2», на стойке туроператора их никто не ждал. Потом к ним подошел неизвестный человек и сообщил, что за 10 тысяч рублей паспорта могут вернуть. Ученые заплатили требуемую сумму, купили сами билеты и улетели. Типичное кидалово в стиле детективов Устиновой и Донцовой, исполненное с расчётом на интеллигентность «терпил».
Что же касается туристов, попавших в заложники вдали от родины, эксперты советуют им обращаться к консулу, если невозможно решить проблему самим. А также рекомендуется оплатить услуги отелей, но обязательно сохранить платежные документы, чтобы в России по ним предъявить претензии «Ланта-тур».
На саму же компанию беды падают, как кокосы с пальмы. Её московский офис закидали булыжниками - главным оружием пролетариата (вот, оказывается, кто главный враг современного российского гегемона, а никак не либералы с Болотной), на руководителей фирмы открыли уголовное дело о злонамеренном банкротстве. Сами они приводят вполне достоверную версию своих неудач. Мол, кризис, туристический рынок, если не «лёг» совсем, то опасно накренился. Вот и пришлось из понятного желания удержать постоянных клиентов работать по демпингу, то есть, себе в убыток, затыкая финансовые бреши кредитами и надеясь на лучшие времена. Но раньше этих обещанных правительством времён в «Ланту» пришёл «Аэрофлот», потребовавший погасить задолжность за билеты в 30 млн. рублей. Таких денег у туркомпании не оказалось (чай, не нефтяники), пришлось обратиться за очередным кредитом, в котором банк отказал. Ну, а дальше покатилось, как снежный ком...
Что ж, бывает. Любой бизнес - это риски. Даже нефтяной, там цены тоже иногда обваливаются. Не хотите рисковать - работайте по найму, лучше всего в государственных учреждениях, и за фиксированную зарплату. И мне не очень понятно, почему премьер Путин, он же кандидат в президенты, вмешивается в этот конкурентный процесс, давая распоряжение «разобраться по-хорошему». Что это, особая форма протекционизма на свободном рынке (ведь «Ланта» не государственный «Интурист»), или косвенный самопиар?
Понимаю, сейчас мне скажут про заботу о «простом человеке». Так этому человеку давно пора самому о себе думать, больше двадцати лет при капитализме живём...
Во-первых, не надо сразу паниковать, тем более, что-то громить. «Ланта-тур» - фирма известная, обеспечение её страхового полиса составляет никак не меньше 100 млн. рублей. То есть, речь здесь может идти даже о некой компенсации морального вреда за испорченный отдых. Надо только набраться терпения и оставаться в правовом поле.
Во-вторых, если подобные инциденты, хоть изредка, но случаются с российскими туроператорами, взять за правило брать с собой на отдых резервную тысячу долларов, раз уж от электронных денег нас воротит. Если наступит критический момент - заплатить за собственный выезд из отеля, не допуская оскорблений в свой адрес (что не новость в странах третьего мира), а разбираться со всем этим уже дома.
Во-вторых,
пора уже нашим туристам идти в ногу с цивилизованным миром, отказываясь от
совковой привычки «отдыхать толпой». Денег, кстати, сэкономите уйму!
Ничего в этом страшного нет, всё заказывается через интернет. Если не умеете
сами пользоваться, или с языками не в ладах, небольшая проблема найти более опытных
пользователей. «Особые цены», которые рекламируют почти все туроператоры, вам с
лихвой компенсируют внутриотельные скидки, такие всегда имеются в наличии. Так
же имейте в виду - многие зарубежные отели обеспечивают своим гостям,
связавшимся напрямую, бесплатный трансферт из аэропорта. Так же вы можете ещё
дома заказать любые интересующие вас экскурсии.
У многих возникают сомнения по поводу перелетов. Да, перелеты действительно для россиян получаются при самостоятельной закупке дорогие. Но надо следить за всевозможными акциями авиакомпаний, которые бывают даже в самые высокие туристические сезоны и в праздничные дни. Нужно просто повнимательней изучить этот рынок. Особенно привлекательно ранее бронирование. Конечно, есть риск того, что поездка может не состояться. Но от брони всегда можно отказаться, и этот риск получается менее затратный в смысле нервов, нежели сидеть в чужой стране под охраной полиции и не знать, что делать. Как свидетельствует опыт, в «высокий» сезон россиянам выгоднее отдыхать самостоятельно в странах, расположенных относительно недалеко. Возможность добраться туда различными видами транспорта позволяет значительно удешевить дорогу.
А уж об еде вообще не стоит беспокоиться. Если привыкли к экономии, заказывайте не номер в отеле, а апартаменты с кухней, где всегда присутствует полный набор необходимой посуды и бытовой техники. В подавляющем большинстве стран цены на продукты сопоставимы с российскими, если не значительно ниже. И помните, еда в даже дорогих отелях далеко не изысканная, особенно на «шведском столе». Хотите себя побаловать - полно ресторанов в любом выбранном вами городе.
К слову, любую страховку вы так же можете приобрести самостоятельно, для этого туроператор не нужен. Только деньги.
В общем, выезжая на отдых заграницу, не комплексуйте, чувствуйте себя хозяевами жизни, но не забывайте, что находитесь в гостях...
Леонид Черток
Мест для отдыха существует множество. Какой из них выбрать? Вашему вниманию представлена ссылкаhttp://exoticgeorgia.ru/home/, воспользовавшись которой, будут представлены туры в Грузию. Заходите, делайте свой выбор и отправляйтесь в путешествие.