Это решение он принял в ответ на требование холдинга «Газпром-Медиа», которому принадлежат 66% акций радиостанции, сместить независимых директоров станции: юриста Александра Маковского и научного руководителя Высшей школы экономики Евгения Ясина. Требование, как следует из заявления на сайте радиостанции, прозвучало еще 30 декабря, однако озвучить его решили только сейчас.
Как отзываются о ситуации знающие люди: «Эхо» станет ещё одним подконтрольным Кремлю СМИ, а Венедиктов выпустит несколько книг и станет ещё популярнее».
В интервью Интерфаксу Венедиктов заявил, что переговоры с «Газпром-Медиа» продолжались полтора месяца. Он подчеркнул, что, в соответствии с уставом «Эха Москвы», Алексей ещё два года будет оставаться главным редактором - до очередных выборов нового редактора.
По итогам переговоров с «Газпром-Медиа» принято решение о том, что годовое собрание, на котором произойдет смена совета директоров, состоится не в июне, а 29 марта. На нем журналисты радиостанции поддержат на пост независимых директоров кандидатуры Вадима Семенова, генерального директора «Связьинвеста», и Евгения Трубина, бывшего генерального директора «Лениздата».
Между тем в «Газпром-Медиа» уже заявили, что перемены в совете директоров «Эха Москвы» связаны с хозяйственной деятельностью, и не затронут редакционную политику радиостанции. Может, оно и так, но уж больно похоже на ситуацию с НТВ Гусинского образца 2001 года. Если помните, тогда тоже много говорили о долгах, о невозвращённых кредитах, о непомерно высоких зарплатах сотрудников телекомпании, но только не об эфирной политике. И что на выходе? Пришли Кулистиков с Сенкевичем-младшим, и НТВ из острого, почти интеллектуального СМИ, быстренько преобразовалось в гламурненькое.
Судя по заявлению журналистов «Эха Москвы», они связывают действия главного акционера с критикой со стороны высших должностных лиц России в отношении радиостанции. Оппозиционное политическое движение «Солидарность» считает изменения в совете директоров попыткой взять редакционную политику под контроль государства. В своем заявлении оппозиционеры назвали этот шаг «плевком в лицо всем гражданам России».
Политическую подоплеку усматривает в происходящем и журналист Леонид Парфенов, прошедший школу того самого НТВ Гуся. «Еще никогда редакционные изменения в российских медиа не были связаны ни с чем другим, кроме политических соображений», - сказал он в интервью Интерфаксу.
Однако пресс-секретарь премьер-министра Дмитрий Песков заявляет, что, скорее всего, это «внутрикорпоративные дела». «Это не может быть связано с критикой Путина [в адрес] радиостанции. Ну, кому ещё знать, как не мне?».
Видимо, пресс-секретарь Путина имеет в виду случай на встрече главы правительства с руководителями СМИ, состоявшейся в январе. Премьер тогда сказал Венедиктову, что не обижается, когда в эфире «Эха Москвы» его «поливают поносом с утра до вечера». И никто Венедиктова после такого заявления не расстрелял на заднем дворе Кремля и даже не спустил в пыточный подвал Лубянки. В наших российских реалиях это можно расценивать, как высшее проявление демократии и гуманизма со стороны власти...
Немного истории:
«Эхо Москвы» - первая коммерческая информационная радиостанция в СССР, вышедшая в эфир 22 августа 1990 года.
Во время путча 1991 года была одним из немногих СМИ, которые активно выступили против путчистов.
Алексей Венедиктов работает на радиостанции с момента ее основания. В 1998 году он был избран на пост главного редактора и с тех пор не покидал его. Известен в медиа-сообществе своей любовью к рубашкам-«ковбойкам» преимущественно красного цвета и нелюбовью к пиджакам.
В настоящее время 66% акций принадлежит государственному медиахолдингу «Газпром-Медиа», куда, помимо «Эха», входят еще четыре радиостанции, телеканалы НТВ и ТНТ, а также ряд других компаний.
Коллектив радиостанции владеет 34% акций, из них 18% находятся в распоряжении Венедиктова, остальные 16% - у журналистов.
За «Эхом Москвы» закрепилась репутация либерального СМИ, допускающего к эфиру весь спектр российской оппозиции: от лояльных Кремлю политиков и политологов до его непримиримых противников.
В чём причина для волнений? «Совет директоров» - это орган акционерного общества, осуществляющий общее руководство хозяйственной деятельностью предприятия и выработку стратегических бизнес-задач. Корпоративные стандарты «Газпром-Медиа Холдинга» предполагают, что во всех дочерних предприятиях Холдинга в состав Совета директоров входят бизнес-менеджеры. Именно этот стандарт предлагается реализовать и в ЗАО «Эхо Москвы», так, по крайней мере, утверждают официальные представители медиахолдинга.
Тем временем в медиасообществе опасаются, что изменения в совете директоров "Эха Москвы" могут сказаться на вещании станции. Например, один из независимых директоров «Эха», научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин предположил, что решение «Газпром-Медиа» можно считать попыткой усиления контроля за независимыми СМИ.
«Руководство головного Газпрома стремится к тому, чтобы установить контроль над радиостанцией. В какой форме и когда, я не знаю. Но в таком случае говорят - «в подходящий момент». А постольку ситуация в нашей стране предоставляет множество «подходящих моментов», то нужно готовиться к этому. Это моя такая трактовка событий», - написал Ясин в своем блоге на сайте радиостанции.
И далее: «Для меня самое важное, чтобы «Эхо Москвы» сохранило статус и положение независимого средства массовой информации. Для меня это память о тех августовских днях 91-го года, когда «Эхо» и «Общая газета» Егора Яковлева были единственными реально свободными средствами массовой информации».
Алексей Венедиктов признал, что после изменений в совете директоров контролирующий акционер получил возможность уволить главного редактора. По его словам, если «Газпром-Медиа» получит директиву «свыше», то пять человек, не считая независимых директоров, смогут проголосовать за увольнение, и это будет юридически законно. При этом сам он такого исхода пока не предвидит.
Тут же к «Эху» стали проявлять интерес потенциальные покупатели из числа, так сказать, либеральных. Например, владелица телеканала «Дождь» Наталья Синдеева (пока затрудняюсь сказать, кто за ней стоит, но подозреваю, что коллектив разбогатевших журналистов, в их числе и небезызвестный Андрей Васильев) размечталась о целом медиа-холдинге либеральных СМИ. Миллиардер и кандидат в президенты Михаил Прохоров тоже выразил готовность оказать поддержку свободе слова, выкупив пакет акций радиостанции у «Газпрома». «Вот с ним и разговаривайте, мы, журналисты, в этом мало, что понимаем», - заявляет в ответ Венедиктов, которому, похоже, совсем не охота менять такого стабильного и богатого инвестора, как газовый монополист, но нечто либеральное, но эфемерное.
Так что же происходит с «Эхом» на самом деле? Вот мой взгляд. Существует противостояние между властями и оппозицией, которая мотивирована результатами декабрьских выборов в Думу. Власти хотят мобилизовать все возможные силы, включая СМИ, для того, чтобы красиво и без накладок в виде второго тура провести президентскую компанию Путина, и далее через них же сохранять политику и влияние на развитие государства. Все понимают, что СМИ имеют большое влияние на настроения в обществе, и они решили, что пришла пора установить контроль над теми, которые оказывают какое-то влияние на общественное мнение. Один из способов прибрать к рукам - это убрать независимых директоров в «Газпром-медиа». У тех директоров, кто представляет государство, появится возможность каким-то образом влиять на редакционную политику. И хотя впрямую не говорится о том, что идет речь о смене редакционной политики, это понятно без слов. Ведь ясно же, если ничего не будет меняться в передачах «Эха», то тогда зачем всё это нужно? И уж точно вопрос не в финансах. Во-первых, для монстра, подобного «Газпрому», какое-то там «Эхо» было, есть и будет планово-убыточным предприятием. Во-вторых, независимые директора никакого отношения к финансовым вопросам не имеют, и денег своих не вкладывают. Помилуйте, откуда деньги у того же профессора Ясина?!
«Эхо Москвы» пока только собираются приглушить. А вот с новой программой Ксюши Собчак «Госдеп», выходившей на MTV, уже успели разобраться - вылетела из эфирной сетки сразу после первого выпуска. Что ещё раз доказало истину - захотели закрыть раздражающий всех своим непотребством «Дом-2», давно бы это сделали. Думаете, в Кремле кто-то эту мерзость смотрит или свой гешефт с неё имеет? Вряд ли. Просто у лошадушки Ксюши крёстный САМ. Кто же рискнёт отнять политически безобидную цацку у девчушки?
Другое дело, когда в телеэфире появляется Навальный, юрист и блогер, герой нашего времени, от прямой дискуссии с которым старается уклониться даже начитанный и либеральный Аркадий Дворкович. Или Ксюша приглашает Удальцова, до этого активисты «Левого фронта» появлялись на голубых экранах исключительно в образе антигероев. И это несмотря на имидж MTV - молодёжный, несерьёзный, местами нетрадиционно-сексуальный. Но и Ксения девушка толковая с МГИМО за плечами, она прекрасно поняла, что полезла не в свои игры. Сейчас ещё чуть побухтит, и обратно в гламурную тину...
Другое дело - «Эхо». Какое дело, спрашиваете? А вот какое. Несколько лет назад интересовался по поводу получения американских грантов. Приятель, работающий на Уолл-стрит, популярно объяснил - сейчас не 90-е, другие стоят задачи, в Россию никто не вкладывается, оставили лишь несколько проверенных временем и делом партнёров. Чуть ли не первым было названо «Эхо Москвы»...
Смотрите, что получается. Либеральная радиостанция входит в систему государственного концерна, который так и тянет назвать «странообразующим», и при этом кормится с рук «Вашингтонского обкома». А еще кто-то говорит, что в Кремле сидят одни дурни. Наоборот, очень толковые ребята, которые хотят контролировать абсолютно все процессы.
Но особенно радостно за Венедиктова и его ближайшее окружение. Газпромовская зарплата - на текущие рублёвые расходы, американская - на валютный счёт в банке. Не жизнь - мечта!
Так зачем нужен был этот скандал, спрашиваете? А чтобы взбодриться! Неужели по себе не чувствуете?..
Леонид Черток