Мы выбираем - нас выбирают. Как это часто не совпадает...
Новодвинский мэр Михаил ЮРЬЕВ, спустя месяц после своего избрания, с огромным трудом пытается сконструировать свою административную машинку. В настоящее время, во многом из-за полнейшего молчания самого мэра (вероятно, боится сглазить или никому не доверяет), новодвинские чиновники с переменным успехом преодолевают последствия общей для всех болезни - психоза. Все это связано с возможным изменением структуры городской администрации и кадровыми «чистками». На минувшей недели, 6 апреля, Михаил ЮРЬЕВ в актовом зале администрации впервые, после своего избрания на должность Главы города, в присутствии всех руководителей муниципальных учреждений и предприятий Новодвинска и сотрудников мэрии заявил, что с ним будут работать не все из тех, кто пришел на встречу. И если до этого дня порождение слухов о возможных преемниках того или иного чиновника носило вялотекущий характер, то после любой разговор встретившихся знакомых в стенах администрации начинался с вопроса: «Чего нового скажешь?» И, как ни странно, всегда находилось что сказать.
Главными героями новодвинских слухов стали те, кто так или иначе помогал Юрьеву одержать победу на выборах. Почти всем им была обещана щедрая награда - муниципальная должность. В частности, секретарем нового мэра станет девушка, отвечавшая на телефонные звонки в предвыборном штабе Юрьева на протяжении всей борьбы за кресло градоначальника. Сельской «поп-звезде» Александру ЮРКИНУ пообещали чуть ли не должность начальника управления (!) культуры. В свое время - еще в первое юрьевское мэрство - он на бюджетные деньги начал обучение в Питере. И вот теперь пришло время «собирать камни». И еще много подобных «прихлебателей харчей» из муниципального котла бегают сейчас по этажам мэрии. Вообще этот процесс напоминает историю о ходоках к вождю мирового пролетариата. Все по очереди чего-то предлагаю мэру и взамен, конечно же, ожидают, чуть побольше, чем готовы отдать. Вполне нормальные человеческие отношения. Вот только действующие чиновники не могут попасть с визитом к своему начальнику, предложить перечень рабочих мероприятий. Вот вам и причина массового психического заболевания.
Первый мэрский срок Юрьева до сих пор вспоминают хорошими словами и, в первую очередь, за чистоту в городе и сокращение долгов по зарплате бюджетникам. Второй момент: Новодвинск, по крайней мере на половину, зависит от областного бюджета (субвенции на заработную плату работникам образования). А вот за чистоту в городе тогда отвечал вице-мэр по управлению городским хозяйством, при Юрьеве это был Алексей БЕЛОВ, ныне заместитель генерального директора архангельского МУП «Жилкомсервис». На вопрос о возвращении в Новодвинск Белов не стал отвечать: «Будет время, тогда и поговорим». Второй соратник Юрьева из «старой гвардии», отвечавший за бюджетные деньги - Елена ТИМЧАК - тоже не дала конкретного ответа на вопрос о возможном возвращении на муниципальную службу. Хотя она сейчас вполне успешно занимается страховым бизнесом и партийным строительством, возглавляя новодвинское отделение «Народной партии РФ». Следует оговориться, что Юрьев общается с обоими своими товарищами. С Тимчак новый мэр появляется публично достаточно часто. А Белов был в числе почетных гостей на торжественной церемонии вступления Юрьева в должность. Так что не стоит исключать превратностей судьбы и игнорировать проверенных соратников мэра. Каждый из них может появиться в администрации на вице-мэрской должности. Но это верхушка номенклатурного айсберга, а чем ниже чиновник в иерархии, тем больше его беспокоят кадровые изменения. Во-первых, останется ли он в своем кресле, а во-вторых, если все-таки остается, с кем ему придется тогда работать?
Юрьев намерен создавать свою администрацию, и сделает он это «по науке». Для этого он привлек к сотрудничеству специалистов по клонированию управленческих кадров. Подробнее о том, к чему приведет сотрудничество мэра и ученых, нам рассказала Мария ЖУРАВКОВА, декан факультета управления Поморского государственного университета, кандидат психологических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления.
А.П.: Мария Владимировна, чья инициатива сотрудничества в между муниципалитетом, т.е. исполнительной властью, и университетом, научно-практическими специалистами?
М.Ж.: Мэра. Он сам обратился к нам, зная о том, что существует такой факультет, который входит в структуру института управления и права ПГУ. У нас есть центр кадрового резерва, который занимается подготовкой и переподготовкой всех государственных и муниципальных служащих на территории Архангельской области, который также осуществляет консультативную, диагностическую, и, что самое главное, исследовательскую работу. Поэтому мы, конечно же, встретили это предложение с понимание. Нам это интересно.
А.П.: Какой результат планирует получить мэр, город в процессе работы, проводимой Вашей группой?
М.Ж.: Это исследование кадрового потенциала. На самом деле технология не нова, но действительно в Новодвинске в таком варианте проводится в первый раз. Просто у нас есть опыт работы с государственными и муниципальными служащими в силу того, что сам факультет предназначен для подготовки таких специалистов. И если говорить о результате, то это характеристика кадрового потенциала. Исходя из того, что мы получим на выходе, пока трудно сказать что именно, будет совместно принято соответствующее стратегическое решение.
А.П.: Тогда что включает в себя весь спектр мероприятий, проводимых вашей группой в администрации Новодвинска?
М.Ж.: Сейчас мы готовим рамочное соглашение с Поморским университетом в целом на научно-практическое сопровождение деятельности мэрии в течение четырех лет. И договор будет подписан мэром и ректором в четверг, 15 апреля. Это будет результат, который сориентирует нас на ближайшие четыре года. То есть это будет постоянное сопровождение, научные консультации, экспертные оценки, какие-то совместные семинары, различные формы переподготовки муниципальных служащих, диагностика, консультации при подборе. Т.е. это большой спектр услуг.
А.П.: Разработкой структуры администрации Новодвинска также будете заниматься?
М.Ж.: Да, это тоже входит в заказ. Это совершенно естественное явление, потому что структура - это не просто клеточки и стрелочки. Структура отражает механизм управления. Соответственно, если есть новые идеи, новые подходы, должны присутствовать и механизмы реализации этих идей. Это как раз и осуществляется через структуру. Поэтому эта работа сейчас и проводится. По уставу МО «Город Новодвинск» вновь избранный Глава обязан в течение 60 дней вынести новую структуру на утверждение.
А.П.: В итоге - сильно может изменится администрация Новодвинска структурно, персонифицировано?
М.Ж.: На самом деле здесь, с одной стороны, есть облегчающий момент, вызванный изменениями структуры на федеральном уровне, и вполне вероятно, что потребуется какая-то унификация в ближайшем будущем. В этом смысле, безусловно, будет очень серьезное отличие от действующей структуры. Также мы стараемся максимально адаптировать ее в соответствии с запросом нынешнего Главы, который имеет, действительно, какие-то свои новые интересные идеи. После того как структура будет утверждена, естественно, в рамках конкурсного отбора, будет предложено, на усмотрение Главы, пройти психологическое тестирование кандидатам на должности. Вообще же, все будет зависеть от того, насколько важна данная должностная позиция в структуре управления. А начнем мы, конечно, с подбора людей на ключевые позиции.
В общем, попали новодвинские чиновники в интересную ситуацию. С одной стороны, им необходимо оказаться в предполагаемой структуре, которую, как назло, разрабатывают совершенно незнакомые люди. А, с другой стороны, хорошо бы в черном списке мэра не фигурировать, а то тогда никакие ученые не помогут. Мэр собственной рукой другую фамилию в соответствующую клеточку впишет, а бывшему уже чиновнику стрелочкой дальнейшее направление покажет. Вот и мучаются новодвинские чиновники размышлениями о будущей судьбе своей горькой. Одно радует: пол срока, отведенного на оглашение своей структуры, у Юрьева прошло. Осталось всего ничего - еще столько же.
Антон ПОПОВ