Ненецкие авиаторы летают на «честном слове» и «одной сопле»
Этот факт констатировал глава нарьян-марского объединенного авиаотряда Валерий Афанасьев на недавнем совещании со своими коллегами из других регионов Северо-Запада страны. «По округу мы сегодня обслуживаем 16 площадок, – говорит Афанасьев, – перевозим по селам около 12-ти тысяч пассажиров ежегодно. Конечно, это немного. Могли бы и больше, но у нас сейчас не хватает воздушных судов. Летаем в основном на вертолетах Ми-8 и на стареньких Ан-2, а на новые машины денег при всем желании не хватает. От авиапрома нам в этом отношении пока ждать нечего. Там выбрали какую-то хитрую линию: не новую технику давать авиаторам, а переоборудовать старую». Линия и впрямь хитрая, ведь переделка Ан-2 в Ан-3 стоит по сегодняшним меркам 750 тысяч долларов, в то время как готовый, новый самолет не многим дороже. «Нам нужно хотя бы три современных самолета Ан-38, чтобы почувствовать, что мы не в прошлом, а в ХХI веке живем, – сказал Афанасьев. – «Аннушки» и вертолеты можно заменить и на другие неплохие машины, но ведь не все сельские аэродромы их смогут принять без реконструкции». «Мечты, мечты, – вторит Афанасьеву управляющий компании «Архангельские воздушные линии» Владимир Коротяев. – Мы мечтаем, а авиапром нам полуфабрикаты подсовывает. С внутренними перевозками вообще каши не сваришь. Дело это хлопотное и при сегодняшних возможностях очень невыгодное. Но и не летать нельзя». Если дело не выгодное, то нужны на него дотации, поясняет Коротяев. А их в бюджете округа в этом году предусмотрено всего 40 миллионов рублей. На окупаемость самих полетов их еще можно растянуть, но чтобы обновить аэродромы или построить хотя бы нормальные вертолетные площадки по селам, маловато будет. Вот и тонут бывшие взлетные полосы сегодня в воде, зарастают травою. Впрочем, как сказал Афанасьев, возможно в будущем году дотации вырастут на 10 миллионов рублей. Однако и стоимость того же авиабензина растет бешеными темпами. Представители НАО и соседних регионов СЗФО договорились о том, что нужно подумать о введении смежных направлений. Население того же запада округа выгоднее вывозить к цивилизации архангельским авиаторам, а восток ненецкие летчики возьмут на себя.