В Северодвинске начали модернизировать «Адмирала Горшкова» для индусов
Сегодня уже как-то подзабылось, что именно благодаря российским, а точнее - северодвинским корабелам бывший советский мини-авианосец станет боевой единицей индийских ВМС, а не китайским развлекательным центром. Этот надводный колосс много лет ржавел у причальной стенки Севмашпредприятия, дожидаясь заветного контрактного подписания. С ремонтом тяжелого авианесущего крейсера для Индии у северодвинцев связаны надежды на появление работы для сотен корабелов.
Переговоры велись с перерывами аж с 1994 года. По условиям соглашения российские специалисты должны будут сопровождать эксплуатацию «Адмирала Горшкова» экипажем ВМС Индии на протяжении 20 лет. Похоже, в ожидания северодвинцев (индусы много лет тянули с подписанием контракта по «Горшкову») вмешалась, так сказать, большая политика. По мнению многих специалистов-корабелов, Индия все выбирала между старым английским авианосцем и российским авианесущим крейсером, который, кстати, поновее. В конце-концов Великобритания отвергла возможность продажи Индии в ближайшие годы авианосца «Инвинсибл». «Соединенное Королевство не планирует подобных шагов и не ведет каких-либо переговоров на этот счет с Индией», – об этом в свое время (точнее, вовремя) заявил заместитель главы британского военного ведомства, государственный министр обороны Льюис МУНИ. После чего вера россиян в удачный (для нас) исход дела окрепла. И вот итог: после долгих мытарств индусы выбрали российский корабль.
Самое приятное во всей этой истории то, что «Адмирал Горшков» (бывший «Баку») не разделит участи своих «братьев-близнецов», коими являются однотипные «Минск» и «Киев». Вспоминаются дикие разборки с российскими «адмиралами», которые гремели в середине 90-х годов: несколько бывших советских мини-авианосцев были, по сути дела, угнаны и проданы за бесценок юго-восточным азиатам. История со скандальной продажей корейцам военной техники была актуальна в 1994–1997 годах. Тогда благодаря дотошным журналистам стало известно, что чиновники Министерства обороны заключили контракт с южнокорейской компанией Young Distribution на продажу под видом лома черных металлов выведенных из состава флота тяжелых авианесущих крейсеров. «Минск» был продан за $4,5 млн., а «Новороссийск» – за $4,3 млн. Как утверждают специалисты, только цветных металлов, находящихся на кораблях, бесплатно ушло за рубеж на $14 млн.
Тяжелый авианесущий крейсер «Минск» в свое время предназначался для поиска и уничтожения подводных лодок-ракетоносцев и многоцелевых подводных лодок во взаимодействии с другими силами флота, а также для нанесения ракетных ударов по надводным кораблям противника в составе группы кораблей и во взаимодействии с другими силами флота. Но в июне 1993 года он был исключен из состава ВМФ России, а через год продан частной фирме в Южную Корею на слом. Спустя четыре года корейцы перепродали «Минск» Китаю. Новые владельцы крейсера, бурно развивающиеся на почве «великой экономической революции», вложили в него смехотворную сумму – $5 млн. – и теперь качают из бывшего советского мини-авианосца и юани, и доллары. Все просто: «Минск» сейчас стоит в гавани Pearl River Harbor в китайском городе Шэньчжэне. Предприимчивые китайцы превратили его в корабль-музей и развлекательный комплекс под названием «Мир «Минска». Ежедневная прибыль, которую получают нынешние владельцы корабля, превышает $200 тысяч! Это прибыль от продажи билетов, доходы от ресторанов и сувенирных лавок. Ежедневно комплекс посещают 6 тысяч туристов.
Первенец отечественного авианосного кораблестроения «Киев» удивительным образом повторил судьбу «Минска». Не выработав даже рассчитанного на 25 лет ходового ресурса, четыре года назад был продан китайской судоразделочной фирме «Тяньма» на металлолом за 70 млн. юаней ($8,2–8,5 млн.). Однако, нарушив условия контракта, новые владельцы не стали утилизировать корабль. Вероятно, находились под впечатлением популярности и большого коммерческого успеха его собрата. Первоначально «Киев» был ошвартован на территории судоремонтного завода в городе Шаньхайгуань (провинция Хэбэй). Верхнюю палубу, надстройку и отсеки, где располагались пункты управления ходовой и боевой частями корабля, сделали местом посещения туристов. В сентябре 2003 года корабль отбуксировали в более крупный туристический центр – Тяньцзинь (10-миллионный город в 120 км к востоку от Пекина), где бывший тяжелый авианесущий крейсер «Киев», как и однотипный «Минск» на юге КНР, стал центром тематического военно-воспитательного комплекса, соединяющего в себе черты музея и парка аттракционов. Муниципальные власти Тяньцзиня ассигновали на этот проект 5 млрд. юаней (около $604 млн.) и внесли его в перечень приоритетных объектов городского строительства. И теперь гребут за него, что называется, бешеные бабки. Кстати, доходы от бывшего советского «авианосного металлолома» сравнимы со стоимостью нынешнего контракта с Индией по «Адмиралу Горшкову».
Но, похоже, индийцы не повторят опыта китайских бизнесменов. Для россиян есть повод для гордости: «Горшков» останется в боевом строю. Пусть даже и не в нашем. Хотя, по большому счету, заслуга в этом корабелов Северодвинска. С мужицкой хваткой они притащили «за ноздрю» корабль на акваторию Севмаша и сохранили его «начинку» для индусов. Правда, злые языки утверждают, что если бы северодвинское Севмашпредприятие вложило те средства, которые были «сожраны» громадиной «Горшковым» за стоянку (ведь это влетало заводу в немалую копеечку!), в устройство на его борту какого-нибудь туристического центра, подобного китайскому, то судостроители процветали бы. Но это уже совсем другая история. Мы же не китайцы, в конце концов. Мы не ищем легких путей... В общем, сейчас история благополучно завершена. «Горшкова» чинят.
Как сообщает cегодня новый официальный корпоративный сайт северодвинского оборонного «Севмашпредприятия» www.sevmash.ru, представители индийской делегации дали высокую оценку рабочим и специалистам этой крупнейшей в Европе военной верфи. В течение пяти месяцев со дня подписания контракта обе стороны выполняли мероприятия, предусмотренные договоренностями. Работы велись сразу в нескольких направлениях. Решены вопросы кадрового, производственного и социального назначения. Известно, что заказы по линии военно-технического сотрудничества – это неукоснительное соблюдение сроковой дисциплины, полная отдача труду, высокое качество продукции. Координацию действий всех участников, занятых организацией и выполнением работ по «Горшкову» осуществляют специалисты так называемого 4-го производства во главе с заместителем генерального директора Виктором ШЕСТОВЫМ.
В июне заканчивается первый этап работ по переоборудованию крейсера. Демонтируется оборудование, которое в дальнейшем не будет использовано на корабле. В числе первоочередных мероприятий — подготовка складских помещений, а также цехов, которые примут участие в ремонте крейсера. Для приемки работ в первый платежный этап на завод приезжала группа во главе с адмиралом Виджаем ШАНКАРОМ. В течение недели группа знакомилась с состоянием дел на заказе. Специалистам показали оборудование, которое предстоит демонтировать в ближайшие дни. Они внимательно ознакомились со складским хозяйством, где будет храниться поступающее оборудование, побывали в цехах, которые выполняют номенклатуру изделий для авианесущего крейсера.
Параллельно с этим Севмаш готовит жилье для семей индийских специалистов, в цехе 22 заканчивается ремонт офисных помещений. Для проверки жилых и офисных помещений со 2-го по 3-е июля планируется визит делегации посольства Республики Индия. В ее составе заместитель главы миссии господин МУКЕРДЖИ с супругой, военно-морской атташе республики Индия господин МУРАЛМДХАРАН и другие. Так что работа стартовала! Как говорится, семь футов под килем «Горшкову».
Никита МУРАВЬЕВ
Для справки:
Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Горшков» был заложен на судостроительном заводе в Николаеве (Украина) 26 декабря 1978 года. Вошел в боевой состав флота в 1987 году под названием «Баку». Водоизмещение крейсера 44 570 тонн, длина 273 м, ширина 49 м, осадка 10,2 м, скорость 30,7 узла. Автономность плавания 30 суток. Экипаж, включая летчиков палубной авиации, состоял из 1 тыс. 950 человек. В состав базирующегося на корабле авиакрыла входило 16 самолетов вертикального взлета Як-38 и 19 вертолетов Ка-27 и 3 – Ка-25. На вооружении имеются четыре торпедных аппарата, ракетные комплексы типа «Базальт», «Кинжал», две зенитные установки. «Горшков» был включен в состав Северного флота. Переход из Николаева в Североморск вокруг Европы был совмещен с боевой службой в Средиземном море. Во время полугодового похода к месту постоянной прописки авианосец совершил деловые заходы в сирийские порты Латакия и Таркус. В начале 1992 года «Адмирал Горшков» поставлен на ремонт на заводе вблизи Мурманска и больше своим ходом в море не выходил. 7 февраля 1994 года на корабле произошла авария паропровода (шесть моряков погибли). С июля 1999 года крейсер находится в Северодвинске, где проходит модернизацию по заказу индийских ВМС.