Так же скептически к будущему назначению относятся и банкиры, в их «элитарном клубе» дама даже на равных правах редкий гость. Некоторые из них говорят, частично - в шутку, частично - всерьёз, что к проблемам банковской системы России на некоторое время прибавится ещё одна -смена руководства самого Центрального банка.
Впрочем, и при назначении большинства предыдущих руководителей Центробанка довольных их кандидатурами среди банкиров было маловато. Поэтому недовольное ворчание банкиров уже можно считать сложившейся «доброй» традицией.
Показательно, что ни один из ранее названных самими банкирами кандидатов - от Алексея Кудрина до Алексея Улюкаева - новым главой Центробанка так и не станет. Этот факт сам по себе много говорит о предсказуемости событий в России, даже когда прогнозы делают профессионалы банковского рынка. Всем и так давно ясно, что в нынешнем Кремле в чести не профессионализм, а личная преданность и управляемость того или иного чиновника.
Возможно, часть названных кандидатов отказалась от должности главы Центробанка сама, понимая, что эта должность вовсе не место для отдыха. Кроме огромного объёма предстоящей в ближайшие годы серьезной работы она не сулит ни дальнейшего служебного роста, ни последующей громкой политической карьеры. Говорить что-то о личном обогащении тоже пока поостерегусь, хотя бонусы там должны быть нехилые, не меньше, чем у нефтяников и газовиков.
То, что главой Центробанка не будет назначен один из заместителей Сергея Игнатьева, например, Алексей Улюкаев, явно говорит, что Владимир Путин ждёт от нового руководителя каких-то изменений в работе главного финансового учреждения страны. Именно поэтому Эльвире Набиуллиной удасться избежать сравнений с руководившей Центробанком с октября 1994 года по ноябрь 1995 года Татьяной Парамоновой, звёзд с неба не хватавшей.
Хотя, если разобраться, сравнения могут быть именно с Сергеем Игнатьевым, ибо их служебный опыт во многом схож. Оба они работали и замминистрами экономики, и помощниками президента по экономическим вопросам. У Эльвиры Набиуллиной в биографии был даже год работы в руководстве частного российского банка, а также опыт работы в наблюдательном совете Сбербанка.
Безусловно, Набиуллиной придётся скоро принимать решения по вопросам, которыми она раньше никогда не занималась. На этот случай в ее распоряжении остается вся нынешняя команда Центробанка, включая и Сергея Игнатьева в роли советника после его ухода с должности главы регулятора 23 июня.
А задачи перед дамой стоят очень и очень серьезные.
Часть их была названа в недавнем интервью Сергея игнатьева, растиражированного российской и международной прессой. Очень похоже, что это интервью является своего рода «политическим завещанием», и в нём названы те проблемы, которые Сергей Игнатьев по разным причинам за 11 лет руководства ведомством так и не смог решить.
Кроме общей для центробанков всего мира проблемы поиска верного баланса между уровнем процентных ставок и скоростью роста экономики, в числе важнейших проблем Игнатьев назвал чисто российские причины, такие, например, как криминальные банкротства банков. Он считает, что важна не столько суровость, сколько неотвратимость уголовного наказания руководителей банков за подобные операции. Ну, про неотвратимость наказания мы слышим постоянно, по разным поводам и на разных уровнях власти. Пока же неотвратимо сидят, разве что, руководители ЮКОСа, дрянные девчонки из Pussy Raiot да расхитители мешка комбикормов. Банкирам же и чиновникам-мздоимцам чудесным образом удаётся отмазываться.
Особый акцент уходящий глава Центробанка сделал на банковских операциях фирм-однодневок. Он считает, что должен быть, как можно скорее, принят законопроект, который разрешает банкам отказывать в открытии расчетных счетов фирмам-однодневкам, а также прекращать операции по действующим счетам таких клиентов.
Из других проблем, решать которые предстоит уже Эльвире Набиуллиной, можно назвать ускорение прохождения через Госдуму ряда увязших в ней важных законов, поиск мер, увеличивающих реальную конкуренцию на банковском рынке, а также борьбу с искажением банковской отчетности. Опасная задача расчистки банковской системы страны от банков, занимающихся вместе с фирмами-однодневками противозаконными операциями, тоже ляжет на нового главу Центробанка.
А в свете предстоящего введения до конца года уголовной ответственности банкиров за фальсификацию отчетности, значимость решений главы Центробанка будет особенно велика. По идее, от её мнения теперь зависит - сядет человек или только места на работе лишится.
Кстати, от депутатов неоднократно звучали предложения законодательно закрепить ответственность Центрального банка за поддержание роста экономики страны и занятость населения. А почему бы не повесить на Набиуллину подъём рождаемости или падение урожайности сахарной свеклы в Нечерноземье? Помнится, кто-то предлагал проверять народных избранников на вменяемость. Очень своевременная мысль...
Наверное, будущая главная банкирша страны пока сама точно не знает, какие шаги она предпримет после вступления в новую должность ближайшим летом. Многими вопросами она ранее не занималась. Да и ситуация в Еврозоне и Соединенных Штатах, сильно влияющая на процессы в банковской системе России, может в любой момент измениться самым неожиданным и не обязательно приятным образом.
Удастся ли ей сохранить относительную независимость Центробанка от правительства, и насколько успешно она будет противостоять попыткам форсировать кредитование российских предприятий по ставкам ниже реальной инфляции - пока сказать сложно. Наверное, приложит много усилий к тому, чтобы не повторилась ситуация, как с Банком Москвы, ставшим на несколько лет частным «кошельком» бывшего столичного мэра под самым носом у Центробанка. Впрочем, этот случай из разряда уникальных. В масштабах страны чисто региональных банков почти совсем не осталось. Одни сплошные «дочки», по Архангельску видно.
Рискну предположить, что кто-то ждёт от Эльвиры смиренности и робости, свойственной мусульманским женщинам. Вот тут они могут обломаться, ибо за показной тихостью часто встречается железная воля. Да и такая «крыша», как Путин, любую моську в слона превратит. Знающие её люди говорят - для Эльвиры вполне естественно закончить любое обсуждение словами: «Решение принято, переходим к следующему вопросу». Вот вам и серая мышь, вот вам и «мужнина курица» (её супруга, видного экономиста-учёного Ярослава Кузьмина, многие называют соавтором российских реформ».
Лично мне Набиуллина нравится, прежде всего, тем, что аналитики финансового рынка относят её к либералам. Приди на это место Сергей Глазьев - сторонник левизны, как в политике, так и в экономике, его кандидатура тоже упоминалась... дальше даже фантазировать не хочется.
Впрочем, а чем у нас, по сути, занимается Центробанк? По-моему, он только и делает, что следит за уровнем инфляции, да и то не очень успешно. Конечно, он преуспел по сравнению с предыдущими годами, но у нас по-прежнему скандально высокая инфляция по сравнению с другими государствами: 6-7% - это очень много. Отсюда, например, вытекает непомерно высокая ставка на ипотека, важная составляющая политической и социальной стабильности в обществе.
Бедняжке Эльвире, если в её планах присутствует вывод ЦБ России на новый качественный уровень, непременно придётся столкнуться с глобальными проблемами национального свойства. В Китае и западных странах экономики диверсифицированные. Для них нет проблемы менять структуру производства. Российская же экономика продолжает оставаться примитивной. Вот почему для нас важен сегодня не только рост, но и изменение структуры экономики. Нам нужно 8-10 мировых брендов типа Nokia, а не только топливо, сырье и отдельные позиции в промышленной сфере. В общем, нужна мощная программа реструктуризации экономики.
Главное, что с назначением Набиуллиной становится ясным - время популизма с включением печатного станка, о котором так грезят «левые», отодвигается на неопределённый срок. Пустячок, а приятно.
Леонид Черток