По словам директора департамента градостроительства Яна Кудряшова, мэрия не может согласовать ввод жилых зданий в эксплуатацию без благоустройства, которое в обязательном порядке должно быть предусмотрено в проектной документации на строительство домов. При этом в гарантийных письмах главного управления капстроительства до сих пор не указано, за счет каких средств будет выполняться благоустройство.
Пожар на ул. Вычегодская в мае 2012 года был чрезвычайной ситуацией регионального масштаба и по действующему законодательству ликвидация ее последствий - полномочие субъекта федерации. Однако 102 млн. рублей на строительство домов были позаимствованы Правительством области из программы развития Архангельска как областного центра. Под «честное слово» возместить эти средства уже осенью 2012 года. Деньги были сняты с такого важного объекта как строительство дороги по улице Выучейского. При этом мэрия Архангельска была вынуждена на 18 млн. рублей увеличить финансирование строительства улицы за счет городского бюджета. Также деньги были сняты с капремонта улиц по автобусному маршруту №3 в Исакогорском округе. В итоге погорельцы до сих пор не получили квартир в домах, которые строит область, а все жители Левобережья остались без капремонта важнейших дорог.
Что касается инженерных коммуникаций, то ресурсоснабжающие организации строили их после проведенных мэрией Архангельска переговоров. Сети электроэнергии, водопровода, канализации, теплотрассы проложены в октябре-ноябре прошлого года, газификация завершена 14 февраля 2014 года. Однако по закону муниципалитет может оплачивать подключение к сетям только тех объектов, которые находятся в муниципальной собственности. С осени 2012 года мэрия неоднократно предлагала министерству строительства и ЖКХ варианты, как оплатить готовые коммуникации к неготовым домам. В итоге 21 млн. рублей был опять изъят из программы развития Архангельска.
Итог печален: дома для погорельцев до сих пор не заселены, а про обязательства о возврате городу денег никто даже не вспоминает. Более того министерство строительства и ЖКХ готово сократить программу развития Архангельска еще на 11 млн. рублей, так как у многомиллиардного областного бюджета нет денег на приведение в порядок территории у новых домов.
P.S. Любопытно, что «ответкой» на это конструктивное заявление представителей городской администрации стал состряпанный наспех релиз пресс-службы областного правительства «Прокуратура и жилинспекция требуют от мэрии Архангельска провести капремонт многоквартирного дома». Речь идет о том, что «по результатам совместной работы прокуратуры Ломоносовского района Архангельска и Государственной жилищной инспекции Архангельской области мэрия областного центра будет должна провести ремонт дома № 10 по ул. Кирова».
И – чуть позже – релизом разродилась прокуратура: «В связи с поступающими многочисленными обращениями жителей г. Архангельска, сообщениями средств массовой информации прокуратурой области организована комплексная проверка исполнения мэрией г. Архангельска законодательства, обеспечивающего защиту прав граждан по переселению из ветхого и аварийного жилфонда».
СМИ уже сделали вывод о том, что налицо противостояние губернатора Игоря Орлова и мэра Архангельска Виктора Павленко. Притом мало, кто сомневается, на чьей стороне правда – «руки» области, постоянно ползающие в бюджет города, давно нуждаются в увесистом ударе.
P.P.S. Чуть ранее сегодня СМИ опубликовали доклад «Политические стратегии губернаторов-новичков, назначенных на свои посты в конце 2011 - 2012 гг.» холдинга «Минченко консалтинг». Про губернатора Орлова там говорится: «крайне слаб в политическом менеджменте, а попытка «наведения порядка» в рядах депутатов (особенно инициатива по кардинальному сокращению их количества)вызвала к жизни латентный конфликт в элитах, который грозит вылиться в масштабное противостояние уже в этом году: на сентябрьских выборах в региональный парламент».