А началось всё с того, что в самом центре Москвы (центровее не бывает) возникла новая неоднозначная инсталляция. Для проведения выставки «Душа странствий» на Красной площади был возведён сундук от известной фирмы Louis Vuitton высотой девять и длиной 30 метров.
Выставка будет работать в Москве со 2 декабря по 19 января. Её посетители смогут увидеть 25 сундуков, принадлежавших знаменитостям прошлого и нынешнего веков, и 12 видеоинсталляций современных художников. «Этой экспозицией мы хотим продемонстрировать: связи дома Louis Vuitton с Россией куда более давние и прочные, чем об этом можно было подумать. В Париже, на нашей исторической фабрике в Аньере, состоятельные русские клиенты делали заказы и до революции. Мы давно работаем в вашей стране. И в Москве нам очень важно показать глубокие эмоции, связывающие дом Louis Vuitton и Россию», - рассказал Роберто Эггза, президента LV в Северной Европе. Немаловажная деталь - все доходы от посещений выставки пойдут в Фонд «Обнажённые сердца», организованный для помощи детям со страшной и практически неизлечимой болезнью муковисцидозом. О ней было снято немало телепередач, где чётко звучала одна и та же мысль - государство просто не тянет оказывать всестороннюю помощь всем страждущим.
И при всём этом, эмоции, вызванные у россиян гигантским сундуком, оказались несколько отличными от запланированных и ожидаемых. Депутат Госдумы, секретарь президиума ЦК КПРФ Сергей Обухов назвал сооружение «похабщиной» и пообещал обратиться с жалобой в правоохранительные органы. «Это сакральное место российского государства. Есть такие символы, которые нельзя опошлять и порочить, потому что от этого зависит и будущее государства. Мне казалось, что нынешняя власть, наконец, это поняла, поэтому прекратила разговоры о перезахоронениях, о гробокопательстве», - возопил большевик.
Член комиссии Общественной палаты по культуре и сохранению историко-культурного наследия, координатор движения «Архнадзор» Константин Михайлов заявил о необходимости считаться с тем, что «туда приходят десятки тысяч людей, которые хотят увидеть именно Красную площадь, а не павильон одной известной фирмы».
«Архнадзор» напомнил, что Красная площадь, где установлен «скромно и со вкусом оформленный чемодан», является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. «Особенно продуманным и гармоничным это новаторское решение предстает со стороны Воскресенского проезда. С трепетом ожидаем мы дня, когда таинственные люди, распоряжающиеся Красной площадью, заключат рекламный контракт с какой-нибудь фабрикой фаянсово-фарфоровых изделий», - пишут представители движения в своем официальном блоге.
Тут же завспоминали об известном захоронении, расположенном совсем рядом с «чемоданом раздора», о параде 7 ноября 41-го, чуть ли не об утре стрелецкой казни, мол, грешно устраивать перфоманс прям на плахе.
Ну, и понеслась! В Управделами президента и мэрии Москвы открестились от этого сооружения, который, по словам представителей ГУМа, является всего лишь благотворительным проектом. Но градус недовольства уже было не сбить: Владимир Жириновский тоже подключился к осуждению «чемодана», а в Общественной палате вспомнили про закон о «сакральных местах».
Что-то объяснить ревнителям сакральности пытался председатель комитета по стратегическому развитию ГУМа и его официальное медийное лицо Михаил Куснирович: «Срок этого проекта ограничен 1,5 месяцами - это не постоянная экспозиция. Этот павильон будет работать совместно с фондом Водяновой, это полностью благотворительная акция для тяжело больных детей, здесь не идёт речь о жажде наживы», - увещевал он на заседании комиссии по градостроительной политике, транспорту и связи Общественной палаты Москвы.
Куснирович также отметил, что «дом-чемодан» установили после получения одобрения от федеральных органов. «Что касается использования общественных пространств на Красной площади, мы обращались в федеральные органы власти для согласования, долго их проходили, представляли все чертежи, объясняли, для чего это всё». Интересно было бы узнать, с какими органами власти была согласована эта акция, ведь сегодня все ведомства истово открещиваются от скандального «чемодана».
Кстати, дорожный саквояж, как арт-объект, используется в художественных инсталляциях во многих мировых столицах, как символ путешествий. Разве Москва не борется за звание туристической Мекки?
Тем временем от арт-объекта последовательно открестились и Управление делами президента, и столичная мэрия. Зато в Общественной палате всерьёз задумались над принятием закона о «сакральных местах». Председатель комиссии ОП по культуре и сохранению историко-культурного наследия Павел Пожигайло (хорошо, что не Под-) заявил: «Мы в палате уже выступали с предложением принять закон о сакральных местах, смысл которого заключался бы в том, чтобы обозначить в России зоны, которые имеют высокую историческую значимость, а тут сам бог велел. В законе необходимо прописать, что понятие исторического места должно включать в себя не только сам памятник и сооружение, а в целом правила поведения на этой территории. Например, что на Соловках запрещено разводить костры и устраивать пикники».
При этом Пожигайло, не еже сумнявшись, сравнил разжигание костров с возведением павильона в виде чемодана. «С моей точки зрения, по-человечески это просто позор. Превращать Красную площадь в некое шапито - это неправильно, потому что есть достаточно много площадок, где можно экспериментировать, претворять в жизнь какие-то интересные креативные идеи».
Тут и Жириновский подвалил, решил вставить свои три копейки в обсуждении злободневной темы: «Каждый день еду мимо Красной площади домой, заметил эту конструкцию, это вызывает удивление и негативную оценку. В самом центре Москвы, лучшая площадь наша, фирма Louis Vuitton строит сундук какой-то там. Нельзя! Это закрывает Спасскую башню, собор Василия Блаженного», - ужаснулся депутат Госдумы, повелев впредь допускать в сакрал лишь детишек на коньках да дедушку Мороза с внучкой.
Зато оппозиция и те, кто не при власти, стебутся от души. Журналист Ольга Романова на своей страничке в Facebook иронизирует, что это «Владимир Путин строит на Красной площади новый мавзолей, в котором он и Дмитрий Медведев будут лежать по очереди», а известный блогер-израильтянин Антон Носик, москвич по рождению, возмущается: «Пару недель назад на Красной площади прибивали яйца к брусчатке. За что, как известно, возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 213 УК РФ «Хулиганство», предусматривающей ответственность до 5 лет лишения свободы. А теперь на том же месте установили кофр от Louis Vuitton Moet Hennessy. Так что, видимо, при решении вопроса о благоустройстве Красной площади размер имеет значение».
Короче, отношение к сакральности Красной площади у каждого своё. И у меня своё, огромный дом моего детства постройки начала XIX века, стоящий прямо за мостом от неё, не имел двора в привычном понимании - скамейки там, грибочки, качели, хоккейная коробка. Правда, недалеко располагался Репинский сквер, где сегодня любят гулеванить те, кто несогласный, но там держали масть юные обитатели ближайших бараков.
Вот я и ходил гулять на Красную, а так же в ГУМ, где продавался самый вкусный во всей Вселенной пломбир в вафельных стаканчиках. Так же я знал о главном магазине СССР то, что мало кто знал. Например, до второго класса со мной учился мальчик, живший на верхнем этаже ГУМа. И он был отнюдь не бомжом, там ещё сохранились квартиры для не особо важных сотрудников Кремля из приглашённых иногородних специалистов. Удобно, за продуктами можно ходить в тапочках. Вот с сантехникой было похуже, ни ванн, ни душевых, и туалеты общие с посетителями. Тот одноклассник рассказывал, как сидит на горшке, задумчиво глядя на Мавзолей. То есть, по факту он гадил на Красной площади, но в те годы это никого не смущало.
У меня Мавзолеем были свои счёты. Моя мама, вернувшись с гастролей из Венгрии, привезла мне в подарок почти настоящие ковбойские кольты с кобурами на ремне. Вместе мы пошли на Красную покрасоваться. И я, пионер Страны Советов, не придумал ничего лучше, чем открыть пальбу по караулу у Мавзолея. Нас тут же свинтили вместе с мамой. Причём винтили товарищи в штатском, их оказалось полплощади. И в ближайшем опорном пункте (по факту - местная точка КГБ) стали шить попытку теракта. Мне - четверокласснику. Хорошо, что быстро появился кто-то постарше и поумнее, вызванный в срочном порядке с Лубянки, умерил пыл идиотов. Но маме в театр бумага пришла - «гражданка Шантырь растит в семье чёрт знает кого, а не будущего строителя коммунизма». Надо ли рассказывать, какой любовью я воспылал тогда к дохляку из Мавзолея...
Ну, Мавзолей, ну, мумия Ленина, ну, главная площадь страны. Здесь много лет прекрасно уживаются и военные парады, и катки, и концерты Маккартни. Кто-то яйца себе прибил к брусчатке не от большого ума, так перед американским Капитолием психи ещё не то вытворяют, а патриотизм нации только крепнет. Вообще, все мои знакомые считают, что самым узнаваемым символом России был, есть и останется в веках московский Кремль вкупе с Красной площадью, а никакая не мечеть. И никакой «чемоданом» этому не препятствие.
Кстати, изначально Красная площадь была местом ярмарочным (оттуда и название), а пафос приобрела лишь с появлением на ней Мавзолея. Все же торжественные и протокольные мероприятия происходили за зубцами кремлёвских стен, вспомните, хотя бы, михалковского «Сибирского цирюльника». Народ туда при царях допускался свободно, это уже большевики от него закрылись и стали бояться.
Другое дело, что в нашей стране чемодан в центре столицы вызывает вполне определённые ассоциации. Например, как призыв - «Пора отсюда валить!», или оригинальная копилка для «откатов» и взяток. Но уж в этом точно не рекламщики виноваты...
Даже вполне либерально настроенные персонажи возмущены «чемоданом». Не самим фактом и его присутствия, им, видите ли, формы не нравятся. А меня Мавзолей своим кубизмом бесит (о внутреннем его содержимом я много писал), и не меня одного - ещё противников постройки было много. И ничего, привыкли с годами.
Самое же печальное, что судьба любого проекта у нас зависит от мнения одного человека. Вот пришёл Путин Маккартни слушать, какой Жириновский что-то против вякнет. А тут явно рукой махнул, как когда-то на Архангельскую область - да по фиг мне! У нас тогда губернатор Киселёв появился, а в Москве чемодан убирают в спешном порядке.
Всё-таки права малосимпатичная мне Ксюша Собчак - колхозное мышление у народа...
Леонид Черток