Сегодня - день Реформации в лютеранской церкви
Поводом для такого вызова послужила практика распространения индульгенций, выдававшихся папой всем тем, кто внес денежный вклад в папскую казну для перестройки базилики св.Петра в Риме. Доминиканские монахи путешествовали по Германии, предлагая полное отпущение грехов и освобождение от мук в чистилище тем, кто, раскаявшись и исповедав грехи, внес плату в соответствии со своими доходами. Можно было приобрести и особую индульгенцию за души, находящиеся в чистилище. Лютеровские тезисы не только осуждали злоупотребления, приписывавшиеся продавцам индульгенций, но и вообще отрицали сами принципы, согласно которым эти индульгенции выдавались. Он полагал, что папа не имеет власти отпускать грехи (исключение составляют наказания, наложенные им самим) и оспаривал учение о сокровищнице заслуг Христа и святых, к которой папа прибегает для отпущения грехов. Кроме того, Лютер сожалел о том факте, что практика продажи индульгенций внушает людям ложную, как он полагал, уверенность в спасении. Вот некоторые из тезисов Лютера: «Наш Господь и Учитель Иисус Христос сказал: «Покайтесь, и поэтому Он хочет, чтобы вся жизнь верующих была постоянным покаянием»; «Папа может освобождать только от наказания, которое он возложил по своему личному усмотрению или согласно канонам церкви», «Человеческим учением занимаются те, которые говорят, что как только зазвенят деньги в ящике, душа освобождается из чистилища. Нет, как только деньги зазвенят в ящике - появляется позорная торговля и нажива»; «Нехристианской проповедью занимаются те, которые говорят, что покаяние не нужно тем, которые купили себе прощение грехов»; «Каждый истинный христианин, принадлежит ли он к числу живущих или умерших, имеет права на все блага Христа и церкви, как на Божий дар, - независимо от «индульгенций»; «Надо учить христиан, что дающий бедному и нуждающемуся лучшее дело делает, чем тот, кто покупает индульгенции»; «Истинным сокровищем Церкви является драгоценное Евангелие о славе и милости Божией». Сторонники Лютера стали называться протестантами.
В 1520 году Лютер опубликовал ряд объясняющих его позиции работ, которые и принесли ему известность среди богословов, духовенства, гуманистов и простых людей. Вот три из этих работ: «Открытое письмо к христианскому дворянству немецкой нации о реформе христианского сословия», «О вавилонском пленении церкви» и «О Христианской свободе». Лютер выдвинул ряд положений, которые стали общепринятыми для всех последующих поколений протестантов. Он со всей очевидностью показал то, что только Библия является неоспоримым и достаточным авторитетом христианской веры. Особое внимание Лютер обращал на то, что спасение можно получить только по вере, которая дается исключительно по милости Божией.
Начатая в Германии церковная реформация привела к созданию новых церквей , которые после смерти Лютера стали называться евангелическо-лютеранскими, а их приверженцев стали именовать лютеранами. Богослужения стали совершаться на немецком языке. Важнейшей частью богослужений стала проповедь, основанная на библейских текстах. Были отменены молитвы Богородице и святым, молитвы за умерших, почитание икон. Священникам разрешено было жениться. Но в то же время не допускалось молиться в церкви своими словами. Иконы, хотя и не почитались, но не были удалены из церквей, были сохранены многие внешние атрибуты католической церкви. Лютер и его последователи не отвергли и крещения детей. Евангелическо-лютеранские церкви распространились не только в Германии, но также в Дании, Швеции и других скандинавских странах , где лютеранская церковь стала государственной.