Американскому журналисту Дэвиду Саттеру, в 2013 году в течение нескольких месяцев жившему в Москве и работавшему советником «Радио Свобода» и «Радио Свободная Европа», запретили возвращаться в Россию. Он работал ещё при Советском Союзе корреспондентом Financial Times в 1976-1982 годах, а затем, в годы перестройки, корреспондентом Wall Street Journal. Книги «Век безумия. Распад и падение Советского Союза» и «Тьма на рассвете», посвященные закату советской империи и становлению современной России, изданы и переизданы по-русски. Его часто публиковал альманах «Совершенно секретно», почти штатный автор (все в курсе, что «Совсек» имеет «крышу» в ФСБ, перейдя к ней в наследство от КГБ?). Последняя книга Саттера - «Это было давно и неправда» - итог его непрерывных и внимательных наблюдений за жизнью России в контексте её политической и интеллектуальной истории. Центральное место в ней занимают тема исторической памяти и символы советского прошлого. Книга вызвала отнюдь не однозначную реакцию за кремлёвскими стенами, особенно в контексте нынешнего курса на «упорядочение» исторического просвещения.
О запрете на въезд в Россию журналисту сообщили в российском посольстве в Киеве - там он попытался продлить визу, пока непонятно, по случайности, или это был рассчитанный манёвр - а вдруг да проскочит. Дипломат Алексей Грубый (ничего себе фамилия для такой профессии!), зачитывавший Саттеру постановление, пояснил, что «компетентные органы» сочли его присутствие на территории Российской Федерации «нежелательным». Против этого решения сразу же выступило американское посольство в Москве, которое потребовало от российских властей объяснений.
Позже стало известно, что Таганский районный суд Москвы объяснил ситуацию несколько иным образом: американскому журналисту Дэвиду Сэттеру запретили въезд в Россию из-за нарушения миграционного законодательства. В суде объяснили, что дело Сэттера якобы рассматривалось по инициативе Федеральной миграционной службы. У Сэттера, как заявили в суде, закончилась российская виза, однако он продолжал оставаться в России по просроченным документам. За нарушение миграционных законов Сэттера также приговорили к штрафу, размер которого не уточняется.
Еще позже в СМИ появилось объяснение ФМС. По их данным, американский журналист превысил срок законного пребывания в РФ, за что был оштрафован и выдворен из страны: «Дэвид Сэттер превысил срок законного пребывания на территории РФ. По решению суда, он был оштрафован и подвергнут административному выдворению». А решение суда о выдворении является основанием для закрытия въезда в страну, уточнили в ведомстве.
Чуть позже и МИД России в официальном заявлении подтвердил, что имеет место исключительно нарушение административного законодательства о пребывании иностранцев на территории России, и ничего более. Вот выдержка из документа: «На основании статьи 27 пункта 2 Федерального закона «О выезде из Российской Федерации и въезде в Российскую Федерацию» миграционными властями ему (Саттеру) был закрыт въезд на территорию нашей страны на 5 лет со дня выдворения. Это далеко не единичный случай. На сегодняшний момент по линии ФМС России порядка 500 тысячам иностранных граждан закрыт въезд на территорию России на срок от 3 до 10 лет за нарушение законодательства».
Однако у самого Дэвида на этот счёт другое мнение. Он рассказал в эфире телекомпании «Дождь» (интервью бралось по «Скайпу»), что его обязали ехать на Украину, чтобы получить въездную визу в Россию там и затем обменять эту визу на постоянную, как аккредитованный в России корреспондент. Ещё он сообщил, что у него было и положенное в таких случаях приглашение от МИДа со специальным номером, а также телекс - в общем, все документы были в порядке. С ними он и поехал в Киев. Потом началась история из Кафки», усмехается Саттер: «Я пошёл в рос посольство с анкетой и номером приглашения, но милый консул сказал, что не может найти приглашения, я трижды перезванивался с МИДом РФ, там говорили, что все будет нормально. Но в итоге консул сказал, что никак не может найти это приглашение». Потом его переадресовали к дипломату Грубому, который в свою очередь честно признался, что «компетентные органы» не рады видеть Саттера на территории России.
Что ж, история, похожая на правду, тем более что американский журналист попадал в аналогичную ещё при Советском Союзе, когда он работал в качестве корреспондента «Файненшл таймс». Тогда ему тоже пытались не дать работать в стране. Однако посольства США и Великобритании в ответ на намерение советских властей не продлевать аккредитацию Саттеру, пригрозили, что вышлют советских корреспондентов из двух столиц. Саттер считает, что «то же самое лукавство, нечестность, какое-то недостойное поведение - как было тогда, так и осталось сейчас».
«Логично предположить, что, когда используется такая формулировка: «компетентные органы считают, что ваше присутствие на территории Российской Федерации нежелательно", то, конечно, из страны меня высылают надолго. Если бы речь шла только о какой-то бюрократической проволочке, никакого пятилетнего срока, конечно, не последовало бы. Есть же прецедент: когда корреспондент британской газеты "Гардиан" Люк Хардинг забыл выполнить какие-то подобные административные предписания, причём нарушения были куда более вопиющими, ему дали возможность продолжить работу в России».
Так что это было? С одной стороны, я даже могу понять наше руководство - кому охота разрешать въезд своему хулителю? Но тут же вступают в силу международные этические нормы - всё-таки, государство не твоя личная квартира, с этим в современном мире приходится считаться даже монархам. А тут ещё сам США намекнули, что могут в ответ лишить аккредитации представителей наших СМИ, например, съёмочные группы «Russia Today». Что ж, и у меня эта контора «конторская» добрых чувств не вызывает, особенно их Симонянша. Но это уже получается месть по профессиональному признаку, фактически запрет на профессию. А этого нельзя делать, хотя бы, из соображений гуманности. Вспомните хрестоматийный плакат над стойкой салуна на Диком Западе: «Не стреляйте в пианиста, он играет, как умеет». Ну, а эти пишут... как учили...
Собственно, никто уже и не скрывает, что отказ во въезде американскому журналисту Дэвиду Саттеру мог стать ответной мерой на действия американских властей. В декабре главе оружейного концерна ОАО «Концерн «Калашников» Константину Бусыгину и ещё нескольким «оборонщикам» отказали в разрешении на въезд в США. Делегация российских специалистов планировала приехать на оружейную выставку SHOT Show 2014 - это крупнейшая выставка спортивного и охотничьего оружия в Лас-Вегасе, на которой продукцию «Калашникова» должен был рекламировать актер Стивен Сигал. Выставка как раз сегодня завершается. Тут же от поездки отказался и наш «оружейный» вице-премьер Дмитрий Рогозин. Надо признать, поступил он вполне по-пацански - обиделся за своих. А ведь тоже журналист (в очень далёком прошлом).
Но, как ни крути, оружейник и журналист - суть разные персоны. Мы же живём по советским понятиям (да и не только мы, даже те, у кого совка и в помине не было). Побили наших дипломатов там - здесь «случайно» споткнулся их дипломат. Высылают нашего дипломата - мы высылаем такое же количество их дипломатов. Не дали нашему главе концерна «Калашников» визу - нужно было найти адекватного их персонажа или дождаться адекватного персонажа. Но именно адекватного, всё-таки журналист наднациональная профессия.
Кто-то в прессе бросился сравнивать Саттера с Кобзоном и Лепсом, тоже поимевших запрет на въезд в США. Пардон, но это уж совсем другой коленкор. Иосиф Давидович и Гриша попали под прицел ФБР исключительно из-за своих неосторожных братаний с русской мафии, то, что может себе позволить депутат Госдумы Кобзон у себя, не может позволить гастролёр Кобзон там. Ну, а «синяк» Лепс просто лох, которому всё равно, перед кем петь, всё равно, с кем квасить. Так что поделом.
Конечно, угроза русской мафии для безопасности США изрядно преувеличена. Но тут нам даже есть, чем гордиться. Та же итальянская мафия, если не судить о ней по знаменитой трилогии Френсиса Коппола, представляла из себя полуграмотных сицилийских бандюганов, громил из подворотни. Наши же, чуть ли не поголовно, имели диплом о высшем образовании, а то и учёные степени. Правда, среди них попадались и простые воры-законники, получившие «верхнее образование» на тюремных нарах. Но это надо сказать спасибо... Олимпиаде-80. Дело в том, что усердствуя в очистке советских городов от деклассированных элементов, КГБ просто выбрасывал из страны уголовников - при этом не важно, какой они были национальности. Давали им еврейский паспорт и говорили примерно следующее: «Или мы продлеваем тебе срок заключения, или ты - Рабинович и вон из страны!». Конечно, все предпочитали брать паспорт Рабиновича и уезжали. Потом воры в законе на Брайтоне продолжали заниматься своим привычным делом, а в подручные набирали образованных еврейских юношей, которым передавали «уроки мастерства» (кстати, на полном серьёзе - до нас в Америке никто не додумался разбавлять бензин на автозаправках). Об этом мне рассказывали старожилы Бруклина, об этом же писал Эдуард Тополь в книге-исследовании феномена русской мафии «Охота за русской мафией».
Ну, и американские СМИ сработали. Ведь газеты не будут писать о том, что какой-то эмигрант открыл свой докторский кабинет, стал нормальным человеком, замечательным врачом, техником или основал компанию и успешно влился в американское индустриальное общество. Представители русской диаспоры продвинулись во многих областях. Но газетам это просто не интересно. В американских СМИ нет рубрики «Герой капиталистического труда». Зато преступления - как раз на первую полосу. Никому из американцев неинтересен Кобзон-певец с «Днём победы», зато его так интересно сравнить со своим же Фрэнком Синатрой, который, к слову, даже не думал выдвигаться ни в какой парламент.
Впрочем, это уже так далеко от проблем журналиста Дэвида Саттера...
Леонид Черток