Не потому, что рыцарь или олигарх. В нынешней России разнообразных ланселотов и олигархов хватает.
Оппозиционеров тоже, да и лондонские сидельцы в российской истории не переводились. Даже Иван Грозный в свое время договорился с Лондоном, что в случае чего, именно туда и побежит, если опричники подведут.
И «Колокол» гудел там же, когда Герцена, не подумав о последствиях, разбудили декабристы. Кстати, случайно никто не знает, кто разбудил Бориса Абрамовича? Хотелось бы поговорить.
Почему Березовский – уникум, объясню. Конечно, есть не менее крупные математики, чем Березовский, которым надоело считать пустые цифры, они начали считать свои доходы, прослезились и ушли в бизнес.
Есть и другие, что двинулись покорять соседние творческие вершины. Правда, не всегда успешно. Академик Анатолий Фоменко, наложив математическую формулу на историю, создал такую хронологию событий, что вышло, будто летописец Нестор, Карамзин и он сам – это одно и то же лицо. Другой известный математик академик Игорь Шафаревич, оставив теорию алгебраических чисел, и занявшись русской историей и социологией, пришел в результате к махровому антисемитизму.
Математик Березовский стал единственным, кто наложил математическую модель одновременно на бизнес и на политику. Причем имел с этого еще при Ельцине совсем неплохой гешефт. Более того, можно утверждать, что именно Березовский стал основоположником целого направления в нынешней российской жизни – переплавлять политические связи в золото. Именно он протоптал дорогу многим российским чиновникам на Рублевку, изобретя что-то вроде современного философского камня. Разве такой человек не уникален?
Как говорил незабвенный Остап Бендер, оставим в стороне невинное детство и отрочество нашего героя. Более того, даже не будем вспоминать славные кооперативные времена, когда, переливая воду из одной бочки в другую, как это делал другой известный кооператор - Корейко, Борис Абрамович нажил свои первые еще скромные деньги. Не очень уместно в день юбилея копаться и в многотомных уголовных делах, что завела на Бориса Абрамовича российская прокуратура. Это профессиональный долг следователей, пусть они этим и занимаются. Так что, постараемся забыть хотя бы на короткое время об автомобильном бизнесе г-на Березовского, его интересе к авиаперевозкам, дружбе с чеченскими сепаратистами и т.д. Не будем обижать и стыдливых русских интеллигентов, что кормились с руки Бориса Абрамовича, получая премию «Триумф». И уж, тем более, не будем о коллегах. Все это не юбилейное.
Лучше, как и положено, отметим в нашем герое нечто привлекательное. Я имею в виду не только деньги.
Итак, о плюсах. Во-первых, я бы отметил почти романтическую неуспокоенность г-на Березовского. Сколько ему не доставалось от критиков, он упорно стоял на своем, что именно он, и никто другой, способен обустроить Россию. Причем, действительно одно время он был так близок к рулю власти, что казалось, еще чуть-чуть, Борис Абрамович вытащит из кармана свою логарифмическую линейку и крутанет руль в нужную сторону. Увы, где-то на подходе к ельцинской бане г-н Березовский нечаянно поскользнулся и сразу же выпал из обоймы нужных людей, как уже отстрелянная гильза из пистолета.
В плюс Березовскому я бы поставил так же умение во время признавать свои ошибки, во всяком случае, когда он сталкивается с явной чертовщиной, вроде загадочного переноса в Киев г-на Рыбкина - его протеже на последних президентских выборах. Березовский правильно просчитал, что здесь не обошлось без вмешательства Воланда, а спорить с таким противником не уместно. Поэтому сразу же и отказался от своего бывшего соратника.
Вообще, Березовский имеет особый дар вовремя обрубать финансирование обреченных на неудачу проектов. То есть, когда Березовский влезает в очередную авантюру – это романтика. А когда вылезает из авантюры это, конечно, талант. Организациям, слетавшимся на мед из кошелька Березовского, нет числа, но, как правило, получив первый чек, с этим первым взносом любители меда и оставались, потратив основную часть денег на покупку представительского транспорта, созыв учредительного съезда и организацию телемоста с Лондоном.
Наконец, интересы Березовского многогранны. Его интересует не только Россия, но, например, и Украина. Хотя, возможно, это лишь стрессовая реакция на загадочное перенесение в Киев Рыбкина. Во всяком случае, Березовский деньги на оранжевую революцию перевел, а потом, как это с ним обычно случается, отказался от неудачного проекта.
И снова мудро. Разве можно вкладывать деньги в страну, о которой неизвестно почти ничего: еcтьли там законный президент, есть ли там законный парламент, есть ли там Конституционный суд – он не действует, потому что нет кворума. И, есть ли там прокуратура – она не действует, потому что у нее, наоборот, два Генеральных прокурора.
В заключение, пожелания нашему юбиляру.
Прежде всего, спокойствия. Не тот уже возраст, чтобы кататься на снегокатах, прыгать с моста на «тарзанке», взбираться на Эверест и прочее. И уж тем более, играть в людские судьбы и судьбы целых стран. Утомительно, нервно и расточительно, хотя, конечно, и азартно. Есть и другие увлечения: книги, музыка, разведение орхидей. Пора задуматься об этом.
Иначе, или реакция подведет: гибкость уже не та, вовремя не увернешься. Или приснится Сатана с котом подмышкой. А на утро вся физиономия в царапинах.
Это все-таки их прерогатива - играть людскими судьбами.
Петр Романов,