Основной целью социально-экономического развития области является повышение уровня жизни населения.
Динамика характеризующих его показателей обладает устойчивым ростом. Денежные доходы (в среднем на душу населения в месяц) в 2005 году составили 7571,5 рубля и по сравнению с 2004 годом увеличились на 27%.
Реально располагаемые денежные доходы выросли на 14%.
Среднемесячная номинальная заработная плата возросла по сравнению с 2004 годом на 26% и составила 9089 рублей.
Размер реальной заработной платы увеличился на 13%.
Вместе с тем следует отметить, что существует значительная дифференциация по уровню заработной платы по видам экономической деятельности.
Самая низкая заработная плата в швейном производстве. Менее 2 прожиточных минимумов заработная плата в сельском хозяйстве, образовании, здравоохранении, предоставлении коммунальных и социальных услуг, оптовой и розничной торговле.
Существует значительная межрегиональная дифференциация по уровню среднемесячной заработной платы.
Свыше 10 тыс. рублей заработная плата по крупным и средним предприятиям в Архангельске, Новодвинске и Северодвинске.
В 7 районах области заработная плата сохраняется ниже отметки в 6 тыс. рублей. Самая низкая – в Каргопольском районе (5228 рублей).
Прожиточный минимум на IV квартал 2005 года, составил 3574 рубля, при этом он вырос по сравнению с IV кварталом 2004 года на 24,7%.
Постепенно снижается численность населения с доходами ниже прожиточного минимума. В среднем за 2005 год их численность составила 261,1 тыс. человек против 275,5 тыс. человек в 2004 году.
По данным крупных и средних организаций, сообщивших сведения о просроченной задолженности по заработной плате, по состоянию на 1 января 2006 года заработная плата не выплачена вовремя в 72 организациях 6922 работникам. Общая сумма задолженности по заработной плате на конец года составила 44 млн. рублей.
В 2005 году была создана межведомственная комиссия по погашению задолженности по заработной плате в организациях Архангельской области.
Комиссия осуществляет контроль за своевременным прохождением средств на оплату труда работников организаций, финансируемых из бюджета области и целевым использованием средств, проводит проверки по выявлению причин, вызвавших задержку заработной платы, принимает решения о направлении материалов в органы контроля и надзора для принятия мер по устранению выявленных нарушений.
В результате принятых мер, просроченная задолженность по заработной плате сократилась за истекший год в 3,2 раза. За декабрь 2005 года просроченная задолженность уменьшилась на 42,2%. Бюджетная задолженность по состоянию на 1 января 2006 года полностью ликвидирована.
Улучшается ситуация на рынке труда. На 1 января 2006 года численность ищущих работу граждан, состоящих на учете в службе занятости области, составила 16 тыс. 97 человек. При этом зарегистрировано в качестве безработных 15,5 человек, что 20,6% ниже, чем на 1 января 2005 года.
Уровень регистрируемой безработицы снизился с начала года на 0,6 процентного пункта и составил на конец 2005 года 2,3%.
Позитивные сдвиги в социально-экономической ситуации произошли, во многом благодаря, проведению последовательной бюджетной политики.
По состоянию на 1 января 2006 года в консолидированный бюджет Архангельской области поступило доходов в сумме 22 млрд. 345,9 млн. рублей, что больше поступлений за 2004 год на 22,7%.
Расходы консолидированного бюджета Архангельской области за 2005 год сложились в сумме 22 млрд. 125,9 млн. рублей.
Профицит бюджета составил 220 млн. рублей.
Базой для укрепления бюджетной системы послужила положительная динамика целого ряда экономических показателей.
Основной вклад в социально-экономическое развитие области вносят обрабатывающие производства, предприятия занимающиеся производством и распределением электроэнергии, газа и воды, лесное хозяйство, транспорт и связь, торговля и строительство.
Эти виды экономической деятельности обеспечили в прошлом году 60% налоговых поступлений в бюджет области.
Работу предприятий области, перерабатывающих продукцию АПК, в 2005 году можно охарактеризовать в целом как стабильную. Объем отгруженных товаров составил 5,36 млрд. рублей (8,1% в объеме отгруженных товаров обрабатывающих производств), индекс производства - 106%.
Эффективность деятельности предприятий, производящих пищевые продукты, с точки зрения наполняемости бюджета можно охарактеризовать следующим образом.
Налоговая отдача на 1 работника составила в прошлом году 60,8 тыс. рублей.
Налоговая отдача на 1 рубль оборота – 9,9 копеек.
Таким образом, направление бюджетных средств на поддержку пищевой промышленности позволит за относительно короткие сроки вернуть их через налоговые поступления, увеличить занятость и дать импульс для развития местных товаропроизводителей, в том числе сельского хозяйства области.
Развитие пищевой промышленности будет способствовать развитию региональной торговли и общественного питания, которые, в свою очередь, также обладают высокой налоговой отдачей, и уменьшают процесс оттока финансовых ресурсов с территории области.
Основными представителями данного вида деятельности являются предприятия оборонно-промышленного комплекса.
Объем отгруженных товаров по данному виду деятельности в 2005 году составил 23,5 млрд. рублей. Это составляет более трети в общем объеме отгруженных товаров обрабатывающих производств.
Объем государственного оборонного заказа вырос на 27%.
В рамках военно-технического сотрудничества осуществлялось строительство двух дизельных подводных лодок для ВМС Китая, идет ремонт и модернизация крейсера «Адмирал Горшков» для ВМС Индии, поставлена на текущий ремонт и модернизацию четвертая дизельная подводная лодка для Индии.
В рамках международного технического сотрудничества на предприятиях Северодвинска изготавливаются транспортно-упаковочные контейнеры для отработанного ядерного топлива, идет утилизация атомных подводных лодок, ликвидируются пусковые установки баллистических ракет.
«Северное машиностроительное предприятие» приступает к строительству платформ и танкеров для норвежских компаний.
В прошлом году выведен последний (четвертый) суперблок кессона морской ледостойкой стационарной платформы «Приразломная».
Для разработки месторождений нефти и газа в российском секторе Баренцева моря потребуется создание определенной транспортной и производственной системы, а именно комплекса технических средств и судов (танкеры, ледоколы, плавучие нефтехранилища, пожарно-спасательные суда, суда-снабженцы, буксиры и др.).
Предприятия Северодвинска готовы сотрудничать с нефтегазовыми компаниями.
Это позволит увеличить загрузку предприятий, на которых трудится 43,4 тыс. человек и которые сейчас обеспечивают 8,6% налоговых поступлений.
Лесопромышленный комплекс
В 2005 году производство пиломатериалов сократилось на 9,9% и составило 2 млн. 11 тыс. куб. метров.
Развитие лесопильной отрасли сдерживается рядом причин, среди которых можно выделить следующие:
· Потенциальная угроза потери общирной сырьевой базы в междуречье Северной Двины и Пинеги. Здесь находятся арендованные участки Соломбальского ЛДК, Лесозавода № 3, ЛДК № 3.
· Дефицит пиловочного сырья. Производство пиловочного сырья не удовлетворяет потребностям всех производителей пиломатериалов. Стабильно поставляется сырье на крупные лесопильные предприятия. Мелкие заводы и частные пилорамы, покупающие сырье с аукционов, снизили объемы производства.
· Опережающий рост затрат при незначительном увеличении экспортных цен. По данным департамента лесопромышленного комплекса цена на экспортируемые пиломатериалы обычного качества в 2003-2005 годах увеличилась на 5%. Индекс цены 1 куб. м. пиловочника за тот же период – 161%.
· Технологическая отсталость лесопильной отрасли. Среди крупных и средних предприятий отрасли только Лесозавод №25 и Онежский ЛДК обновили оборудование лесопильных цехов. На остальных используется рамное лесопиление. Требуется замена сушильных мощностей.
Среди предприятий ЛПК на обработку древесины и производство изделий из дерева приходится наименьшая доля налоговых поступлений – 2,1%. Налоговая отдача на рубль оборота составляет 3,1 копейки.
Целлюлозно-бумажное производство работает стабильно. Среднемесячная заработная плата составила здесь 12673 рубля. Доля предприятий в общем объеме налоговых поступлений – 6,3%.
В 2005 году производство целлюлозы по варке возросло на 3,2% и составило 2036,8 тыс. тонн (Рубеж в 2 млн. тонн преодолен впервые после 1990 года, когда варка целлюлозы составила 2,1 млн. тонн). В результате товарной целлюлозы выработано 804,7 тыс. тонн (101,5%), картона – 785,3 тыс. тонн (108,0%), бумаги – 340,7 тыс. тонн (101,1%).
Производство и распределение энергии
В 2005 году производство электроэнергии в Архангельской области возросло на 0,8% и составило 6,6 млрд. кВт-часов, теплоэнергии – на 6,1% (23,0 млн. Гкал). Рост производства электроэнергии способствовал снижению объемов ее закупок на ФОРЭМ.
Следует отметить, что несмотря на высокую долю в общем обороте (8,1%) этот вид деятельности обеспечивает только 2% налоговых поступлений в бюджет области. Налоговая отдача здесь – самая низкая. Это объясняется высокими издержками, связанными с ростом цен на топливо.
Объем подрядных работ, выполненных в 2005 году по виду деятельности «строительство» увеличился на 40% и составил 10,7 млрд. руб.
По данным департамента строительства ввод жилья составил 92,3 тыс. кв. м. или 97,5% к 2004 году. При этом ввод социального жилья увеличился в 5 раз.
С точки зрения наполняемости бюджета строительство– отрасль перспективная. Налоговая отдача здесь – одна из самых высоких.
Транспортный комплекс области в течение 2005 года работал стабильно. По сравнению с 2004 годом улучшились объемные и финансовые показатели по основным видам транспорта.
Налоговые поступления составили 2,1 млрд. рублей. Налоговая отдача – 8,5 копеек с рубля оборота.
В 2005 году грузооборот крупных и средних транспортных организаций области составил 55,3 млрд. тонно-километров и возрос по сравнению с 2004 годом на 10%.
Увеличился грузооборот организаций воздушного транспорта (на 35%), железнодорожного (на 12%), автомобильного (на 11%), морского (на 2%), сократился – внутреннего водного транспорта (на 11%).
Большое влияние на развитие всей транспортной инфраструктуры оказывает работа Архангельского морского порта.
За 2005 год грузооборот морского порта составил 6 млн. 470 тысяч тонн, в том числе 4 млн. 450 тысяч тонн нефтепродуктов, 675,3 тыс. тонн пиломатериалов.
Дальнейшие перспективы Архангельского морского порта связаны со следующими позициями:
· Порт имеет выход в мировой океан.
· Существует возможность увеличения объемов перевалки нефти и нефтепродуктов.
· Понижающий коэффициент на перевозку энергетических углей в направлении порта Архангельск сохранен и продлен на 2006 год.
· Архангельский порт имеет современный терминал, способный перерабатывать до 75 тысяч двадцатифунтовых контейнеров в год.
· В связи с ускорением темпов освоения арктических месторождений углеводородного сырья активизируются перевозки оборудования и материалов на север.
Сельское хозяйство
За 2005 год выпуск сельскохозяйственной продукции составил около 6,1 млрд. рублей, что на 4% ниже, чем в 2004 году.
Большая часть сельхозпродукции (66,8%) производится хозяйствами населения. По сравнению с 2004 годом выпуск продукции населением сократился на 7%.
Доля продукции, производимой населением составляет:
· Картофель – 93%
· Мясо – 37,6%
· Молоко – 43,8%
Продукция, производимая крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, составляет всего 4,4% в объеме производства, ее выпуск сократился на 2%.
Доля продукции, произведенной сельскохозяйственными предприятиями увеличилась с 26% в 2004 году до 29% в 2005 году. Объем производства по сравнению с 2004 годом возрос на 4,6%.
Таким образом, снижение показателей по сельскому хозяйству произошло за счет хозяйств населения и крестьянских (фермерских) хозяйств. Именно они определили объемы и темпы производства сельхозпродукции.
Оборот розничной торговли во всех каналах реализации за 2005 год составил 51,7 млрд. рублей, что на 13% больше, чем за 2004 год. Кроме того, предприятиями общественного питания реализовано продукции на 2,2 млрд. рублей (103% к 2004 году). Объем платных услуг населению увеличился на 8% и составил 17,3 млрд. рублей.
Характеризуя изменения, происходящие на потребительском рынке нельзя не отметить и отрицательные моменты.
Индекс потребительских цен (среднегодовой) за 2005 год практически остался на уровне 2004 года.
Такая ситуация сложилась прежде всего из-за значительного роста цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги (на 26,5%), услуги дошкольного воспитания (в 1,5 раза), санаторно-оздоровительные и медицинские услуги (на 27,3 и 26,2% соответственно).
Из продовольственных товаров в наибольшей степени подорожали мясо и птица (на 18,9%), овощи (на 17,4%), масло сливочное (на 13,0%), рыбопродукты (на 11,9%), хлеб и хлебобулочные изделия (на 9,7%).
Среди непродовольственных товаров максимальный рост цен в 2005 году отмечен на бензин (на 20,1%), одежду и белье (на 8,3%), моющие и чистящие средства - на 7,5%, мебель – на 7,4%.
Внешнеторговый оборот
Внешнеторговый оборот Архангельской области за 2005г. составил 909,6 млн. долларов США, что на 13,5% больше, чем в 2004г. При этом объем экспорта увеличился на 21% и достиг 794 млн. долларов США; объем импорта снизился на 3,7% и составил 115,6 млн. долларов.
Товарная структура экспорта имеет ярко выраженную сырьевую направленность, основная составляющая – древесина, бумага и изделия из них (92% от общего объема экспорта).
Объем экспорта древесины в денежном выражении увеличился на 15%.
Более 80% экспорта области пришлось на долю крупнейших предприятий-экспортеров, таких как ОАО «Котласский ЦБК», ОАО «Архбум», ОАО «Соломбальский ЦБК», ОАО «Архангельский ЦБК», ОАО «Соломбальский ЛДК», ОАО «Онежский ЛДК», ФГУП ПО «Севмаш» и др.
Структура импорта Архангельской области не претерпела заметных изменений. Преобладающей группой товаров, как и в предыдущие годы, остается машиностроительная продукция, ее доля составила 59% от общей стоимости поставок в регион.
Более 90% импортных поставок в Архангельскую область приходится на долю ФГУП ПО «Севмаш», ОАО «Архангельский ЦБК», ОАО «Котласский ЦБК», ОАО «Северное морское пароходство» и др.
В 2005 году объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил 23,8 млрд. рублей или 122 % к уровню 2004 года.
В 2005 году введены в эксплуатацию:
· опытно-промышленный участок горно-обогатительного комбината ОАО «Североалмаз» на месторождении алмазов им Ломоносова;
· 181 км линий электропередачи;
· 2610 каналов междугородной телефонной станции;
· 186,6 км радиорелейных линий связи,;
· городские и сельские АТС на 30,5 тыс. номеров в городах и районах области;
· 12 км автодорог с твердым покрытием и три мостовых перехода в южных районах;
· 39,3 км магистральных газопроводов и отводов от них.
Введена в опытно-промышленную эксплуатацию 2-я очередь Архангельского нефтеналивного терминала Роснефти.
Наиболее значимыми вводными объектами социальной сферы, построенными за счет бюджетов всех уровней являются:
· 1 пусковой комплекс кардиологического корпуса первой городской больницы, станция скорой помощи и реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями в Архангельске,
· Никольская школа на 162 учащихся в Вилегодском районе.
· школа в п.Койда Мезенского района,
· учебный корпус школы в п.Маложма Онежского района.
В общем объеме инвестиций в основной капитал наибольший удельный вес приходится на транспорт и связь – 40,7%, в том числе трубопроводный транспорт - 33,5%. Доля обрабатывающих производств составила 18,2%, добыча полезных ископаемых – 12,2%. Прочие виды деятельности составили – 28,9% от общего объема инвестиций.
В структуре инвестиций в обрабатывающие производства наибольший удельный вес в общем объеме составляет целлюлозно-бумажное производство – 58,2%, доля производства транспортных средств и оборудования – 21,5%, обработка древесины – 12,7% и прочие производства – 7,6%.
Основным источником инвестиций продолжают оставаться собственные средства предприятий. Вместе с тем наблюдается положительная тенденция перераспределения инвестиций от собственных средств предприятий в сторону заемных средств.
В последние годы увеличивается участие области в федеральных целевых программах:
В 2005 году область участвовала в 20 федеральных целевых программах и реализовывала 5 отраслевых проектов в рамках непрограммной части ФАИП.
Общий объем финансирования участия в федеральных целевых программах составил 4,7 млрд. руб., что на 30% выше уровня 2004 г., из федерального бюджета поступило 1,12 млрд. руб. (или 110%).
В рамках участия в ФЦП с привлечением средств федерального бюджета в 2005 году осуществлялось строительство жилья, социальных объектов, магистрального газопровода, автомобильных дорог, приобреталось медицинское и иное оборудование, закупались лекарства и др.
Однако бюджетных инвестиций еще явно недостаточно. И здесь перед органами власти стоит важнейшая задача – повысить эффективность бюджетной системы. Ядром новой организации бюджетного процесса должно стать бюджетирование, ориентированное на результат.
Распределение бюджетных ресурсов должно происходить в соответствии с приоритетами социально-экономической политики.
Особое внимание надо уделить глубокой переработке лесных ресурсов, разработке и реализации программы энергосбережения.
И, конечно же, важнейшей задачей этого года является выполнение всех мероприятий, определенных приоритетными национальными проектами. Это социальная сфера, жилищное строительство и АПК