Эта история вспомнилась в связи с похищением и казнью четверых сотрудников российского посольства в Ираке. Я об этом писал в «Итогах недели» от 11 июня. Удивлялся молчанию думских депутатов и выдвигал версии похищения. Ни одна себя не оправдала. Вряд ли россиян захватили по ошибке и убили, чтобы замести следы, в таком случае глупо транслировать казнь. Американский след тоже не виден, политические игры могут иметь место, но уж слишком кровавый финал, оно того не стоит. Иранские спецслужбы, жаждущие заколотить очередной плюс перед Россией? Тоже мимо, переговоров по освобождению практически не велись. Доморощенные ваххабиты? Да, казалось, это их требования – освободить территорию Чечни от российского присутствия. Но требование заведомо невыполнимое. Власть в Ичкерии находится под контролем пророссийского правительства, в любом случае гражданская война неизбежна, сторонники Кадырова прекрасно понимают, что им не жить. Да и глупо шантажировать жизнями четырех взрослых госслужащих после трагедии в Бесланской школе.
Мне кажется, выполняется худший вариант сценарий отношений между Западом и Арабским Востоком. Россия сознательно не вступала в конфликт, пыталась стать своеобразным мостиком между двумя цивилизациями. Ну и поиметь процент с этого, конечно. В конце ХIХ века такой шанс был в отношениях с бурно развивающейся Японией, нам вполне было по силам стать связующим звеном между Страной Восходящего Солнца и Европой. Тем более, что опыт такой был, в средние века Япония общалась с Китаем через Корею. А вот с Россией не вышло, вместо этого произошла Цусима. И дело не только в политике и географических претензиях. Мы слишком разные по мировосприятию и культуре. Японская литература известна по модному сегодня Мураками и по классикам 60-70-х, Кобо Абэ и Кендзабуро Оэ. Японский кинематограф блеснул на наших экранах фильмами Акиры Курасавы и Киамото Синды, упрекавшегося на родине излишней европизированностью, их место заняли южнокорейские боевики, снятые по понятной нам голливудской схеме. Последнюю жирную точку поставила «Легенда о Нарайяме», введшая советского зрителя в смущение загадочной японской душой. О китайской литературе я вообще молчу, хотя уверен, среди их миллиарда с лишним найдется немало писателей и поэтов.
Я так много говорю о культуре стран Дальнего Востока, чтобы читатель вспомнил о любимых с детства европейских книгах и фильмах. Перечислять замучаешься, правильно? Теперь вспомните хотя бы одно современное произведение, созданное на Арабском Востоке. Или найдите на книжных полках их авторов. На международных фестивалях частенько берут призы ленты иранского производства, но это кино для эстетов и специалистов, а не для массового зрителя, их не найти в видеопрокате. Может ли зритель, воспитанный на примере Ромео и Джульетты, сопереживать влюбленной паре, расставшейся в угоду своим родителям, и это преподносится как нравственный подвиг? А ведь именно такой сюжет является основой иранского молодежного кинематографа…
Я не хочу разбираться в различиях христианской и мусульманской религий, помню, какой негативный резонанс вызвала моя статья о датских карикатурах «Правила нашего общежития», где говорилось о неизбежной в современном мире религиозной терпимости. Да и религия в последних, кровавых событиях в Ираке стоит отнюдь не на первом месте. Казненного повара российского посольства звали Ринат Аглиулин. Его сестра, как и положено, в хедджабе, обратилась через телевидение к похитителям с призывом пощадить единоверца. Это не помогло брату. Хотя известно, что многие советские мусульмане и даже иудеи выжили в афганском плену за счет произведенного в младенчестве обряда обрезания, эта традиция в советские времена соблюдалась строже, чем обряд крещения. Значит, Рината убивали не как христианина или мусульманина, а именно как российского гражданина. Кстати, посмотрите на должности казненных: 3-й секретарь посольства, повар, охранник и водитель. Отнюдь не первые люди дипкорпуса, какой уж тут шантаж и вымогательство?
Россия в глубоком шоке. Опомнились и парламентарии. Любовь Слиска винит во всем американскую оккупацию. Очень спорный вопрос. Да, оружие массового поражения не нашли, но Хусейн и без того был опасен для общества, вспомните его нападение на Кувейт. В Москве я общался иракскими курдами, в столице они занимаются складским бизнесом. Пытки гестапо и зверства СС - детский сад по сравнению с тем, что творил Саддам с их народом! Кстати, в Афганистане химическое или ядерное оружие даже не искали, но никто не сможет возразить, что с изгнанием талибов мировой наркотраффик понес существенный урон. Оружие же массового поражения в руках неадекватных фанатиков с завышенной религиозной самооценкой представляет угрозу всему цивилизованному миру.
Сейчас слышно много мнений и высказываний. Олег Морозов обвиняет оккупационные войска и иракские власти в том, что не смогли обеспечить дипломатическую неприкосновенность. Омбудсмен Владимир Лукин считает, что надо вообще убрать россиян из этой горячей точки, не так много интересов у страны в Ираке, чтобы жертвовать собственными гражданами. Владимир Путин опять говорит о мосте между цивилизациями, о невмешательстве и о нежелании вступать в «священный союз». Последнее настораживает. Неужели президента склоняют к «священному союзу в борьбе с неверными», это как раз их формулировка?
Тот редчайший случай, когда я позволю себе согласиться с нелюбимым и презираемым мной Владимиром Вольфовичем Жириновским, он за самые жесткие меры применительно к террористам. Конечно, лукавит, до этого лидер ЛДПР много лет обнимался с тем же Хусейном, всячески поддерживая его за мзду невеликую. Но сейчас он говорит об ответственности государства за жизнь КАЖДОГО гражданина, и в этом есть великая объединяющая сила.
Пример тому, последние события на Ближнем Востоке. Казалось, дело идёт на поправку, ХАМАС с ФАТХом договорились о прекращение террористических действий против Израиля. И тут новая вылазка, в которой были не только погибшие и раненные, но и захваченный капрал. И тут же Израиль, не слушая никаких объяснений, двинул войска в Сектор Газа, устроив Палестинской автономии настоящую гуманитарную катастрофу. В израильской армии служат все, несмотря на образование, пол и бывшие военные заслуги. Это почетно, народ армию боготворит, там нет места дедовщине. От службы не скрываются, на нее рвутся, и дело не только в ресторанном питании и всевозможных льготах. Один из основных пунктов устава: израильский солдат в случае пленения должен сделать все, чтобы сохранить себе жизнь, это высшая государственная ценность. И государство, соответственно, сделает всё для его спасения и освобождения, перед этим меркнет любая стратегия, любые геополитические интересы. Теперь Палестине солоно придётся. Сами виноваты, расплодили неуправляемую гопоту. Могут эти действия привести к новой кровопролитной войне? Да запросто, но доверие собственного народа дороже. Тем более что война уже идёт…
Она шла осенью прошлого года в парижских предместьях, зимой перекинулась на остальные европейские столицы. Эта война поджигает иномарки и европейские представительства на Арабском Востоке, взрывает отели в Египте и Турции, захватывает детей в дагестанской школе. Всё начиналось с нежелания уважать культуру и традиции соседей, желание доминировать, находясь, по сути дела, в гостях. Мы же только потакаем, жены российских строителей АЭС в Бушере купаются на собственном пляже, вопреки нашим традициям, в уродливых балахонах. Так и в России немногим нравится движение нудистов, но они выбирают для себя уединенные пляжи, а остальные не подглядывают.
Россия обратилась за поддержкой в Совбез ООН, но что там могут сделать, только морально осудить. Пора бы и самим определиться. В нас давно уже видят не друзей, а только «бледнолицых», исповедующих другую, европейскую культуру. Ведь и Моссад предлагал квалифицированную помощь, и «Альфа» упоминалась, мы же опять настаиваем на мирных переговорах непонятно с кем. Между тем потеряли четверых, серьезная утрата на фоне демографического кризиса. Пора бы дать понять каждому гражданину России, что он ценен не только на предвыборных лозунгах, но и всегда, ради такой уверенности можно перетерпеть экономические сложности. А вот на двух стульях вряд ли удастся усидеть, бог знает, куда провалиться можно…
Леонид Черток