- Владимир Ярославович, среди либеральных политиков есть мнение, и они его неоднократно высказывали, что национальные проекты - это просто красивая упаковка. В целом же бюджетное финансирование заявленных в проектах сфер в 2006-м году останется на обычном уровне.
- Не согласен с либералами. Может быть, такая реакция возникает, как обратная на мощный пиар, создаваемый вокруг национальных проектов. Я же всегда придерживался постулата - меньше говори - больше делай. И все же нельзя не согласиться, с тем, что годы перестройки, годы экономического кризиса в России больнее всего сказались на социальной сфере. Государство, скажем прямо, «запустило» все, что связано с непосредственными нуждами людей.
Сегодня федеральная власть, наконец, поняла, что должна отдать долги людям, отдать долги образованию, здравоохранению, жилищному строительству. И с помощью национальных проектов оно это делает.
Проблема в другом - регионы не готовы, порой, даже осваивать деньги, которые выделяются сверху. Ни для кого сегодня не секрет, что зачастую на местах нет управленческих, структурных ресурсов, нет кадров для того, чтобы работать на уровне, требуемом федеральной властью.
Это похоже на менеджмент предприятия. Если он будет слабым и безграмотным, предприятие разорится. Также и в муниципалитетах, если будут работать плохие управленцы, они не смогут зарабатывать, не смогут расширить налоговую базу, не смогут оптимально управлять своей территорией. Потому вопрос об обучении специалистов для муниципалитетов - весьма непраздный.
- В рекомендациях конференции её участники написали, что необходимо изменить земельное законодательство, чтобы стимулировать реализацию проекта «Доступное и комфортное жилье». А Ваша точка зрения - что же нужно изменить?
- Прежде всего, хотя бы соблюдать то законодательство, которое уже есть в стране и которое работает уже сейчас. Почему земельные участки в Северодвинске и Коряжме, например, продаются с аукциона, а Архангельске, областном центре - нет?
А потому что городская власть, не стесняясь, раздавала их каким-то своим аффилированным структурам, подставным фирмам. Дальше земля «замораживается», и никакого строительства не ведётся.
Кстати, об этом говорил и Президент России, когда указывал причины удорожания жилья. Если участки под строительство не продаются, если они консервируются до лучших времен, как чей-то резерв на будущее, жилье будет дорожать.
Большая работа, в плане реализации проекта, с моей точки зрения, предстоит и Федеральной антимонопольной службе. Я уверен, корпоративный сговор среди строительных организаций - налицо. Ну о каком доступном жилье можно говорить, если стоимость одного квадратного метра в Архангельске - 27-30 тысяч рублей, а в таком городке, как Коряжма - 15 тысяч рублей. И это неотделанная квартира, в которую после покупки нужно будет еще вложить суммы, сопоставимые с ее стоимостью.
- Мы все время стремимся к западным стандартам, нам говорят - берите кредиты...
- Хорошо, если мы возьмем среднего работающего в США, то доход у него порядка 50-60 тыс долларов в год. Ипотечный кредит он, ничего не опасаясь, берёт на 20 лет вперед, и строит дом, который будет стоить 200 тыс. долларов. В год такой среднестатистический американец будет отдавать 5-7 тыс долларов. У него все рассчитано.
У нас же кредиты даются в среднем под 15% годовых, а цены на жилье растут за год в два раза.
- Владимир Ярославович, как Вы думаете, сможет ли бизнес «протолкнуть» на федеральном уровне некие компенсации для тех предприятий, которые вкладываются в социальную сферу?
- Конечно, я в это не верю. Единственное, что можно было бы сделать - это исправить, скажем, налоговые законы, чтобы социальная помощь предприятий, деньги, затраченные на благотворительность, гуманитарные проекты, - уходили бы не из прибыли предприятий, а ложились на затраты.
Сегодня же все наши начинания, средства, выделяемые на помощь школам, больницам, детским домам идут из прибыли любой компании.
А что-либо компенсировать бизнесу, и, тем более, крупному бизнесу? Вряд ли государство пойдет на это...
- Тогда что же движет бизнесом, когда он финансирует социальные проекты?
- Мы понимаем, что каждый рубль возвращается в виде производительности труда рабочих, в виде преемственности поколений, а на ЦБК это очень принято. Так что пусть небыстрая, пусть долгосрочная отдача все равно существует.
- Последний вопрос - какова ближайшая судьба Лесного кодекса?
- Его еще дорабатывать и дорабатывать. Проект «сырой» и над ним надо работать.
Беседовала Анастасия Шоломицкая
Фото Николая Гернета