Церковное предание рассказывает, что родители Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, молясь о разрешении неплодства, дали обет, если родится дитя, посвятить его на служение Богу. Поэтому, когда Марии исполнилось три года, родители торжественно повели Ее в Иерусалимский храм.
На церковном пороге их встретил первосвященник Захария. И на его глазах произошло чудо: трехлетняя Мария без посторонней помощи поднялась по очень высоким ступеням лестницы, ведущей в храм, что обыкновенному ребенку было бы не под силу. Первосвященник, по внушению Господа, ввел Отроковицу в самое священное место храма, куда сам заходил лишь один раз в году с очистительной жертвенной кровью.
Когда Пресвятой Деве Марии исполнилось 15 лет, первосвященник и священники стали советовать Ей оставить храм и, как полагалось тогда, выйти замуж. На это Пречистая поведала им о Своем обете остаться навсегда девою.
Захария предложил Ее родственнику, престарелому Иосифу, стать Ее опекуном. Чтобы исполнить закон, он должен был формально обручиться с Нею, но на деле - стать хранителем Ее обета. Будучи человеком добрым и сострадательным, он согласился это сделать с условием, что она переселится жить к нему в Назарет.
После обручения праведный Иосиф отправился с Пресвятой Девой в Галилею, в свой город Назарет. Пресвятая Дева Мария была опечалена тем, что Ей пришлось расстаться с храмом. Однако, видя во всем волю Божию, Она покорилась божественному Промыслу.
В дальнейшей Своей жизни Пресвятая Дева Мария, по свидетельству святого Амвросия Медиоланского, "была Девою не только плотью, но и духом: в сердце - смиренна, в словах - богомудренна, никого не обижала, всем желала добра, не гнушалась убогого, в речах - не скора, в беседах - целомудренна, ни над кем не посмеялась. Вид Ее был образом внутреннего совершенства.
В церковной традиции празднование Введения Пресвятой Богородицы в Иерусалимский храм установлено с древнейших времен. Указания на совершение праздника в первые века христианства находятся в преданиях палестинских христиан, где говорится о том, что святая царица Елена построила храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В IV веке упоминание об этом празднике есть у святителя Григория Нисского. В VIII веке проповеди в день Введения произносили святители Герман и Тарасий, Константинопольские патриархи.