Я уже как-то обращался к модному веянию – сносить пятиэтажки. Пошло оно из Москвы, из середины 90-х, когда в столице возник строительный бум.
С чего вдруг возник, ведь баррель нефти стоил смешные 11-12 долларов? А с того. Это был период, когда в главный город страны рванули все, у кого на это была не только финансовая возможность, но и здоровый авантюризм. Причём ехали не только из России, но и из республик СНГ (был такой смешной союз), где за пять прошедших лет ещё не забыли русский разговорный. Заработал мужик из Крыжополя полтос баксов (50 000 $) - как раз хватало на скромную «двушку» в границах МКАД.
Думаете, мало было таких? Ого-го - с учётом населения бывшего СССР в триста миллионов. Живой пример – рядом с домом моей матушки в богом проклятом Орехово-Борисово как раз самоорганизовался Красногвардейский вещевой рынок. Торговлю на нём организовывали представители азербайджанского народа, «крышевали», как вы догадались, «ореховские». Джинсы-дублёнки ещё раскладывали на снегу, особым шиком считались фанерные ящики. Но жить уже хотелось в своём, а не в съёмном. Да так, чтобы близко от работы. Так вот, в двухподъездном 16-этажном доме за первые полгода споили всех, кто был не против спиться с последующим отъездом за сотый километр, плюс несколько криминальных исчезновений. В итоге ещё один «маленький Баку» с элементами интернационализма. Хорошо ещё, что на Курбан-байрам во дворе никто баранов не режет… нет для этого двора как такового.
Но на одном криминале и чёрном риэлторстве всех желающих стать коренными москвичами было не расселить. И потянулись подрядчики к столичному мэру Лужкову за выделением землицы под строительство. Именно тогда, как свидетельствуют бабушки на лавочках у подъездов, в парочке приближённых к Моссовету банков появились «секретные ячейки», в которые облагодетельствованные соискатели клали «спасибную», заранее оговорённую сумму.
И всё-таки Лужок был настоящий прораб и хозяин города. В ущерб собственным шкурным интересам он запускает программу волнового расселения пятиэтажек. С точной экономической аргументацией – доля жилья, идущего на переселение, точно совпадала с принятой в Москве «взяточной» шкалой. Своё же мэр добирал на вечно ремонтирующейся Московской кольцевой автодороге. Столица действительно оказалась резиновой – уходило всё, что строилось.
Увы, программа расселения схлопнулась вместе с дефолтом 98-го. Позже схлопнулся сам Лужков. Обидно, ведь так и не расселённые пятиэтажные Черёмушки при нынешнем расширении главного города страны уже «почти центр». И тут Собянин выступает с инициативой продолжить благое дело предшественника. Тут разные версии ходят. Одни считают, что «манси» набрал силу, уверенность, договорился с потенциальными соискателями и чуть ли не метит в преемники к САМОМУ. Другие говорят о том, что данная программа – единственная возможность вдохнуть жизнь в построенные, но так и не нашедшие своего покупателя «замкадные» микрорайоны. Третьи считают, что в Собянине действительно проснулся москвич-патриот… ну-ну, пусть считают.
Самое интересное – идея с расселением пятиэтажек (на мой взгляд – популизм чистой воды в настоящий экономический… да и политический момент) оказалась настолько манкой, что её подхватили многие – от депутатов до сенаторов. Так, члены Совета Федерации хотят распространить программу по сносу пятиэтажек, которую разработали московские власти, на остальные регионы страны. В верхней палате российского парламента пояснили, что в этой инициативе, в частности, заинтересованы на севере России - в Коми, Карелии и Архангельской области.
Почему именно на севере? Хрущёбы стоят в любом бывшем советском городе, их в 60-х лепили, как пирожки. А кое-где и в 70-х. В Архангельске они почти официально именуются «брежневки». Наверное, считают, что, раз Север, то денег завались. Да-да, натюрлих… Карелия с Поморьем уже хохочут в голос.
Но если абстрагироваться от действительности и помечтать о лучшем? «Мы считаем, что эта тема актуальна не только для Москвы, а для всей страны, и в ряде регионов есть пятиэтажки, которые построили еще раньше, чем в столице. В любом случае, если для Москвы будут принимать специальный закон, надо в нем прописать положение и для регионов. … На примере Москвы мы сможем обкатать все механизмы, связанные с корректировкой действующего законодательства, размещением зданий, расселением людей и решением конкретных вопросов на земле».
Вы наверняка слышали о том, что аналитики предупреждают – наметившийся рост нефтяных цен не столько пополнит бюджет, сколько разгонит механизм инфляции - люди не будут знать, куда девать деньги. Но именно жилищное строительство решает эту проблему – любое новоселье тянет за собой ремонт, покупку мебели и бытовой техники, спрос на отделочные материалы, услуги грузчиков, ремонтников и прочее, и прочее.
Это в теории, если деньги есть. Давайте рассуждать реальными категориями. В пятиэтажках живут (в массе своей) не самые зажиточные люди. Я помню, как на моих глазах пожилая кассирша районного отделения Сбербанка чуть не грохнулась в обморок, узнав, что за переселение надо заплатить пени (сумму, на тот момент равную эквиваленту 700 долларов): «Нам это тоже скоро предстоит, где взять такие деньги?!». И сейчас будут отдавать последнее, влезать в кредиты. Мало кому захочется въехать в новую квартиру с кроватью, на которой родители вам дали жизнь… а то и более старшее поколение вашим родителям. Вы, кажется, хотели запретить деятельность коллекторов? Они просто уйдут в тень… а спрос на их услуги получит отличную мотивацию.
Москва, конечно, живёт по другим понятиям. Пример: в феврале президент Путин на встрече с мэром Собяниным заявил, что считает целесообразным снос всех «хрущёвок» вместо их капитального ремонта (последний вариант рассматривался применительно к пятиэтажкам кирпичной кладки – увеличение этажности за счёт мансард, строительство лифтов по внешней стороне и пр.). Потом выяснилось, что в новую программу расселения ветхого жилья в Москве планируется включить девятиэтажки, находящиеся в пределах одного квартала со сносимыми пятиэтажками. Население заверили, что жителей будут переселять в пределах своего или соседнего районов (за исключением жителей ЦАО - им выделят жильё в пределах округа).
Идея понятна – главный город страны должен стать образцом современной архитектуры, чтобы ничего не портило внешний вид и, как следствие, настроение президенту. Ну, а Архангельск? Путин у нас был совсем недавно. Неужели не заметил, как жутко гармонируют «деревяшки» с жилищными комплексами под собственными именами? Какая там «общероссийская практика»?!
Для столицы страны - это действительно новый этап в развитии по всем направлениям. Строительство многоквартирных домов, социальных объектов, парковок, затраты на строительство транспортной и инженерной инфраструктуры, благоустройство территорий мэрия оценивает в 3,5 трлн рублей. Перенесите теперь эти планы и суммы в наши поморские реалии… даже не смешно.
Ещё один момент. В Москве уже начались скандалы с районами предоставляемого жилья. Причём скандалить приходится не с мэрией, не с районной управой (всё-таки власть, скованная приличиями и условностями), а с представителями застройщика, заинтересованными засунуть вас в тьмутаракань (за МКАД).
Я уже рассказывал о, наверное, самом страшном впечатлении из собственного детства, ощущении полного бесправия гражданина перед государственной машиной. Наш огромный дом в самом центре Москвы переводили в нежилой (учрежденческий) фонд в течение пяти лет… если не больше. Первых выселяли в только что отстроенное Северное Чертаново, по московским расстояниям совсем не дальний свет. Но две одинокие женщины (совсем старенькая мама с престарелой дочерью) упёрлись – всю жизнь прожили в центре, здесь хотим и умереть. Легли на кровати и ни в какую - чай, не при капитализме живём, где человек человеку волк. Так их милиция закидывала враскачку в кузов грузовика под истошные вопли. ЖЭКовские бухтели себе под нос: «Ещё каждую уговаривать, чай, не при капитализме…».
Так вот, мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что программа сноса пятиэтажек вообще не будет реализована, если любой жилец сможет оспаривать переселение в суде. Об этом он рассказал на заседании совета Госдумы: «Конечно, можно пойти по тому пути, когда можно годами судиться. При этом ни один дом переселен не будет», — заявил мэр столицы, пояснив, что дома не получится снести из-за «одного-двух жильцов».
Потрясающая у нас власть – любой, самый человеколюбивый проект она способна совместить с насилием над личностью.
P.S. Ну вот, пока писал, министр строительства РФ Михаил Мень успел выступить с опровержением - «какая «вся Россия»… какой Архангельск… Москву бы расселить, пупок развяжется». Опять мимо нас пролетело.
Леонид Черток
Все больше и больше людей во всем мире предпочитают каркасный дом. у него естьряд преимуществ, к тому же цена такого дома в разы ниже, чем обычного. Сроки строительства также минимальны.