Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Руководство Архангельской области расписалось в неспособности принятия стратегических решений для ускорения строительства соцжилья

Специалисты строительной отрасли давным-давно расставили приоритеты, недвусмысленно подчеркнув: ключевым вопросом, от которого зависит строительство социального жилья в Архангельске, является модернизация существующей коммунальной инфраструктуры. Сегодня средняя цена квадратного метра нового жилья эконом-класса (многоэтажные дома улучшенной 93-й серии с полной отделкой квартир) в столице Поморья составляет 54 тыс. рублей. Федеральные деньги по областной программе расселения аварийного жилья на строительство новых домов город получает из расчета 34,6 тыс. рублей за кв. м. Разница - это, прежде всего, плата ресурсоснабжающим организациям за технологическое подключение нового жилья и затраты на подготовку участков. Снизить цену квадратного метра можно, стимулируя «ресурсников» строить новые сети через инвестпрограммы с областными гарантиями возврата вложений, а также финансируя модернизацию коммунальной инфраструктуры в рамках областных целевых программ. Однако в такие программы правительство области Архангельск настойчиво не включает.

Освоение новых участков для строительства помимо затрат на проектирование и прокладку сетей тепло-, электро-, водоснабжения и канализации, требует средств на подготовку самих участков с учетом особенности болотных грунтов Архангельска, а так же на их градостроительное оформление. В свою очередь на проведение всех этих работ (включая разработку проектов) необходимо дополнительное время. Подготовка градостроительной документации занимает в среднем 4 мес. - из-за того, что землей в городе распоряжается областное правительство, проектирование занимает до 6 мес., прохождение госэкспертизы 30 дней (плюс, как правило, такой же срок уходит на устранение замечаний). И не менее 2 мес. занимает проведение конкурсных процедур.

В условиях Архангельска, с его инфраструктурными проблемами - наличием одного источника генерации тепла в центре города, большой протяженностью и изношенностью теплотрасс, нехваткой распределительных электроподстанций, именно многоэтажное строительство является наиболее выгодным с точки зрения эффективного расходования бюджетных средств. Но по федеральному закону №185 средства по программам расселения аварийного жилья могут быть направлены на строительство многоэтажных домов, только в случае, если жилфонд оборудован общедомовыми приборами учета. При этом на сегодня, по данным мэрии,  в Архангельске общедомовыми счетчиками теплоэнергии оборудовано 97,2% домов, электроснабжения - 71,7%, водоснабжения - 19,4%. Таким образом, проблема соблюдения условий Фонда реформирования ЖКХ в части многоэтажного строительства заключается исключительно в установке общедомовых приборов на воду.

По действующему законодательству принять решение об установке общедомовых приборов учета должны собственники помещений в многоквартирных домах. Напомним, что почти 80% жилфонда Архангельска приватизировано, и находится в собственности у граждан. В благоустроенных жилых домах эта цифра превышает 90%. Если собственники уклонились от принятия решения об установке общедомовых приборов учета, это должен делать МУП «Водоканал». Либо за счет собственной прибыли, либо за счет привлеченных инвестиций, с взысканием расходов с владельцев квартир. Но и здесь не все так просто. Утверждаемый ежегодно Агентством по тарифам и ценам Архангельской области тариф для МУП «Водоканал» меньше экономически обоснованного в среднем на 35-40%! Результатом стали убытки предприятия за последние три года в размере почти 700 млн. рублей. В итоге «Водоканалу» остро не хватает средств даже на решение текущих проблем. Мэрия Архангельска неоднократно обращалась в правительство области с предложением выделить целевым назначением средства для МУП «Водоканал» на установку счетчиков или предусмотреть данные средства в тарифе. Однако правительство области опять же... предпочло уклониться от решения данного вопроса. Тем самым поставив крест на строительстве многоэтажек для расселения аварийных домов.

В результате, чтобы не потерять федеральные средства, муниципалитет вынужден был пойти по пути строительства малоэтажных домов, при этом вкладывая в строительство сетей тепло-, водо-, электроснабжения земельных участков на ул. Конзихинская и в Цигломени до 270 млн. рублей, и не получая никакой помощи от региональных властей в рамках действующих областных программ развития коммунальной инфраструктуры. Все предложения мэрии Архангельска по участию в таких программах неизменно отвергались.

В итоге, по областной целевой программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы», Архангельску до 2017 года надо расселить порядка 86 тысяч квадратных метров жилья. В рамках 1-го этапа запланировано строительство 3 жилых домов (1891,6 кв. м - 36 квартир) в Северном округе и 16 блок-секций жилых домов (площадь 14,25 тыс. кв. м - 312 квартир) в Цигломенском округе. Квартиры получат жители 53 аварийных домов.

На ул. Конзихинской на текущий момент времени завершен фундамент, проложены сети, дома изготовлены на заводе, в мае начнется их сборка, которая должна быть закончена в июле. 16 мая мэрия Архангельска объявила аукцион на строительство 16 блок-секций жилых домов в поселке Цигломень. Общий объем финансирования составит 493,5 млн. рублей. Земельный участок площадью 3,86 га выбран, исходя из наличия рядом объектов социальной инфраструктуры (школа №73, детсад, медпункт) и возможностей по обеспечению строительства инженерными сетями. За счет средств горбюджета участок был полностью сформирован, поставлен на кадастровый учет, произведена его отсыпка и динамические испытания свай для привязки готового проекта трехэтажных домов. Также выполнен проект прокладки тепло-, электро- и водопроводных сетей. По условиям объявленного аукциона завершить строительство домов необходимо весной 2015 года.

По программе Фонда ЖКХ срок строительства дома для расселения ветхого жилья - всего два года. Помимо самих работ по возведению домов (по нормативам минимум - 11 мес.) требуется большое время на подготовку всего комплекса документации, как градостроительной, так и проектно-технической, которая должна пройти госэкспетизу. Уложиться в этот срок реально лишь при условии, если к началу возведения «нулевого цикла» будут получены все согласования и проекты.

При этом правительство области фактически устраняется от помощи муниципалитетам в решении этих вопросов. Несмотря на это, мэрия с января 2013 года, занималась оформлением земельного участка, проектом его планировки, разработкой документации по инфраструктуре и заключением договоров с «ресусниками» на техприсоединение. Все сети и коммуникации город вынужден подводить заново. И если раньше на эти цели могли бы использоваться средства программы развития Архангельска как областного центра, то сейчас этих денег у города нет. Программа приостановлена решением правительства области, которое не спешит помогать Архангельску. Так, еще в сентябре 2013 года мэрия заключила с ОАО «Архоблэнерго» по подключению к теплу домов в Цигломени и перевела 50% аванс. Но компания, 100% которой принадлежит правительству области, за это время по строительству сетей так ничего и не сделала.

Такой односторонний подход правительство области применяет только к Архангельску. В соседнем Северодвинске министр промышленности и строительства Архангельской области Андрей Шестаков заявил, что средства федерального и областного бюджета планируются использовать для помощи застройщикам на подведение инфраструктуры. Планируется субсидировать строительство сетей из расчета от 4 тыс. руб. на квадратный метр жилья. Непонятно только, почему правительство области делает это не в отношении социального жилья, которое жители Архангельска должны получать бесплатно, а в отношении ведомственных домов, в которых северодвинцы квартиры будут выкупать.

P.S. По закону, федеральные средства выделяются на расселение домов, которые признаны аварийными до 1 января 2012 года. Но с этого момента в Архангельске непригодными для проживания уже признано еще 240 домов. Они не попадают в Программу Фонда содействия реформированию ЖКХ. При этом их жители вправе обращаться в суд за предоставлением новых квартир. Какой либо областной программы для расселения этих домов нет. Отказано городу и в выделении средств для выплат тем, кто желает получить вместо квадратных метров денежную компенсацию. А чтобы расселить все 18 тыс. семей, стоящих в очереди на получение жилья в Архангельске, необходимо не менее 20 млрд. рублей.

Ответа на вопрос, где их взять, у правительства области нет.




Очень важной задачей, которая стоит перед строителями в зимний период, является поддержание нормального режима температуры застывания раствора. Чтобы здесьизбежать простоев, приводящих к денежным потерям, выполнять укладку бетона в морозную погоду нужно с использованием специальных трансформаторов. Эти агрегаты должны обеспечить нормальный прогрев бетона.

За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Май 2024 (277)
Апрель 2024 (354)
Март 2024 (330)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)







Деньги


все материалы
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20