В дни проходящей сейчас Всероссийской переписи населения самым забавным пунктом опроса традиционно стал «К какой национальности вы себя причисляете». Именно причисляете, так как соответствующий «пятый пункт» давно исключен из российского паспорта.
Каких только ответов не наслушались переписчики… вплоть до «эльфов» и «смешариков». Впрочем, попадаются те, кто серьезно причисляет себя к представителям народов, не входивших в советский реестр национальностей. Издание «ДэйлиСторм» приводит их мотивированные ответы:
Сергей Григорьев, чудь. Вождь чудского племени, член правления Общества финно-угров города Москвы
У каждого человека всегда найдется несколько вопросов, которые постоянно крутятся у него в голове и которые позарез хочется решить. Один из них: кто я, какого племени и какая народность легла в основу моего появления на свет. Например, мой дед, Тимофей Александрович, часто говорил в адрес своей тещи, что «вот эти Костины — они все вьетнамцы». Шутил так, пока волею судьбы не раскопал истину. Оказалось, что Костины происходили из чуди черноволосой!
А другая моя прабабушка была светловолосой и голубоглазой. Старенькая, старше Ленина на целый год. Она жила в Брянске, и когда мы приезжали туда в гости, я подолгу засиживался в ее родовом доме. Теперь, спустя годы, я понимаю, что все, что мне тогда говорилось, было неспроста. Она рассказывала мне про наших предков, наполняла меня тайнами своей магии и, скорее всего, внушала, что именно я должен открыть миру запрещенный за какие-то грехи народ чудь. Это был ее завет…
Так оно и получилось. Однажды во время экспедиции в Пинежский район Архангельской области я попал в деревню Нюхча, где по-прежнему хранили память о своем происхождении из чуди, давно забытой и всеми богами, и властями. С тех пор я занимаюсь ее судьбой, раскапываю тайны ее исчезновения и даже добился того, что незадолго до переписи 2002 года ее включили в списки национальностей России.
Правда, не всем это пришлось по душе. Что в деревне, что в Архангельске, что в Москве, где тоже нашлось свое недовольное меньшинство. Доходило до того, что такие анкеты уничтожались. Кстати, если кто-то уже поучаствовал в переписи-2021 и причислил себя к этому народу, пусть сообщит (chud@mail.ru). Мне это очень важно. Как я люблю шутить, мы все чуди, пипл оф Раша!
Анатолий Беднов, помор, архангельский журналист
Почему я записал себя помором? Потому что это народ в народе, часть огромной русской нации со своей самобытностью и особенностями. И ни один народ, даже самый маленький, не должен исчезнуть! А они, как мы знаем, исчезают именно тогда, когда мы перестаем себя с ними отождествлять.
Важно и то, что для поморов это возможность получить официальное признание. Если это произойдет, у них будут определенные льготы. Например, в этом году в северных реках наблюдалось настоящее нашествие горбуши, но промысел был запрещен, и люди лишились существенного источника дохода — пожалуй, единственного, который позволяет нормально жить. А все могло бы быть иначе!
Кстати, я помор не только по убеждению, но и по крови. Мои предки были с берегов Северной Двины и Пинеги. Кто-то рубил лес, другие занимались рыболовством. Один из моих дедов проводил суда в Белом море. И таких, как я, здесь немало: если брать не только Архангельскую, но еще и Мурманскую область, нас наверняка наберется несколько тысяч человек.