Возможность передачи религиозной общине здания бывшей Никольской деревянной церкви, построенной в Кемском поселке Архангельска в середине XIX века, обсудили в городской администрации.
Участие во встрече приняли градоначальник Дмитрий Морев и руководитель инициативной группы, приводящей в порядок церковь и прилегающую территорию, священник Андрей Дорофейчев.
Также в беседе поучаствовали представители инициативной группы Александр Иванов и Павел Герасимов.
«Было очень приятно, что Дмитрий Александрович Морев следит за новостями восстановления храма и оказывает поддержку нашему доброму начинанию в рамках своих полномочий, — сообщается на странице инициативной группы в соцсети. — На встрече мы проговорили про юридическую сторону вопросов передачи храма религиозной общине».
В ближайшее время община подготовит необходимые документы и подаст заявку в горадмин.
«Главная проблема — расселение жильцов, поэтому подождать придется. Радует, что, если Господь даст жертвователей, то купим рядом с храмом приходской дом, в котором в зимнее время можно будет совершать богослужения, а также общаться и дальше развивать приход храма», — сообщается на странице инициативной группы.
Отметим, что это Дмитрий Морев в мае 2021 года посетил здание бывшего храма и пообщался со священником Андреем Дорофейчевым.
Никольская церковь середины XIX века с фрагментами XVII века — единственный сохранившийся в городе исторический деревянный храм. По словам ведущего научного сотрудника московского НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства кандидата архитектуры Андрея Бодэ, «церковь, безусловно, необходимо сохранить и восстановить в исторических формах. Никольский храм нужен местным жителям, нужен городу Архангельску, нужен культуре Русского Севера».
Андрей Борисович некоторое время назад с командой волонтеров исследовал здание и отметил, что перед его переборкой необходимо сделать чертежи всех стен, осмотреть и промаркировать каждое бревно и балку, выявить и отбраковать поврежденные. После этого выяснится процент замены. Затем нужно восстановить разрушившийся от сырости фундамент, а после — заново собрать храм.
Архитектор Бодэ возглавляет АНО «Исследование и реставрация памятников деревянного зодчества "Традиция"». Организация выполнит проект и смету предстоящих работ.
Ранее Андрей Бодэ посетил бывшую Никольскую церковь в мае 2021 года. «Этот храм возведен по распространенному в то время образцовому проекту с использованием бревен церкви XVII века, находившейся в Заостровье, — рассказал тогда Андрей Борисович. — Можно предположить, что более старые бревна сохранились примерно в середине стены, где не было сильного воздействия влаги. По абрису это здание похоже на ту церковь, которая первоначально была в Заостровье, по сути, структура храмов XIX и XVII столетий одинакова, всё схоже. Если мы нацеливаемся на воссоздание исторического облика, по итогам предварительного исследования сделаем прогноз необходимых работ. Ничего невероятно сложного в этом нет, нужно просто внимательно и аккуратно работать, не выбрасывать бревна на свалку, а промаркировать их и сохранить старые. Если даже десяток старинных бревен удастся сохранить — это будет иметь ценность. Я вижу оконные косяки, которые можно аккуратненько разобрать и поставить на место, вероятно, удастся сохранить несколько досок пола. Возможно, у живущих рядом людей найдутся старинные фотографии этого храма. Так бывает зачастую».
По словам эксперта, в область научных и творческих интересов которого входят деревянное зодчество Русского Севера, архитектурное формообразование и реставрация памятников, ценность старинных сооружений заключается в том, что они создают иную среду.
«Скажем, вы находитесь в музее "Малые Корелы", там чувствуется комфортная среда, там приятно погулять, побыть, потрогать эти бревна. Другой пример — пешеходный проспект Чумбарова-Лучинского. Это среда, которая до некоторой степени облагораживает человека, создает хороший настрой. Современная застройка этого человеку предложить не может. Пройдите по улице Энгельса, ныне Воскресенской, от вокзала к центру города, что вы увидите? Стены бетонные и точечки окон. Это уже иная среда, она человека ставит на какой-то другой уровень, на уровень массы человеческой. А старые строения сомасштабны человеку, поэтому благотворно влияют на нас, в них мы лучше себя чувствуем и духовно, и физически, потому что всё маленькое, небольшое, уютное. Есть эпоха промышленности, машинного труда, а есть эпоха труда ручного, продукты которого отличны от ширпотреба. Они ощущаются нами по-другому, поэтому очень ценны. Прошлое невозвратно, но можно попытаться сохранить хотя бы единичные его памятники».
На нашем сайте опубликована статья Андрея Борисовича, в которой он отметил уникальность сохранившейся Никольской церкви: «Русский Север славится деревянным зодчеством. Таких высоких бревенчатых храмов, добротных жилых домов, деревянных городов, как в России, не найти ни в одной стране мира. Однако в самом городе Архангельске деревянной застройки осталось мало. Исторический облик города сильно пострадал в советское время. Архангельск обеднел эстетически и духовно. Тем не менее, в Соломбале на улице Т.П. Михайловой сохранилось здание бывшей Никольской деревянной церкви, построенной в середине XIX века. Что особенно интересно, согласно историческим источникам, эта церковь более старая — XVII века, и первоначально она стояла в селе Заостровье рядом с ныне существующей недавно отреставрированной Сретенской церковью. В XIX веке она уже обветшала и была перевезена в Первую Соломбальскую деревню, где собрана вновь».
В своем тексте эксперт напомнил, что в советское время Никольскую церковь, как и многие храмы, постигла трагическая судьба. Она была закрыта, в ней устроили клуб, затем ее приспособили под жилой дом. В таком состоянии она находится и сейчас. Дом признан аварийным и частично расселен. Хотя здание в значительной степени перестроено, в его облике отчетливо узнается храм. В его основе массивный квадратный сруб с симметричными окнами, с востока к нему примыкает пятистенный алтарь.
«Сейчас вокруг бывшей Никольской церкви сложилась инициативная группа прихожан, соответственно есть все условия для ее возрождения. Храм хорошо сохранил стены, отделку фасадов, перекрытия, утратив лишь главу, колокольню и западную входную часть. Внедрения советских лет в виде дополнительных перекрытий и внутренних перегородок легко удалить, и откроется исторический интерьер. Техническое состояние здания позволяет восстановить исторический облик храма, — говорится в материале Андрея Бодэ. — Однако существуют организационные и юридические проблемы, препятствующие сохранению здания и возвращению ему функции церкви. Аварийный жилой дом определен под снос. Казалось бы, время, когда сносили церкви, давно миновало, однако и сегодня есть реальная опасность, что здание храма будет разрушено».
(по материалам Архангельской епархии)