29 октября в Архангельске на базе САФУ состоялось заседание Экспертно-консультативной группы по сохранению и изучению атлантического моржа. Мероприятие организовано Советом по морским млекопитающим (СММ) и Всемирным фондом дикой природы (WWF) в рамках X международной конференции «Морские млекопитающие Голарктики».
Экспертно-консультативная группа уже почти 10 лет служит платформой для конструктивного диалога между нефтегазодобывающими компаниями, научными и природоохранными организациями с целью сохранения атлантического моржа, занесенного в Красную книгу, в условиях возрастающего промышленного освоения Арктики.
На очередном заседании группы ученые, экологи и представители нефтегазовых компаний поделились результатами проведенных исследований и обсудили меры, необходимые для минимизации негативного воздействия на моржа.
В своих докладах ученые отмечали, что основными угрозами ластоногим являются изменение климата, ведущее к сокращению ледового покрова, экспансия нефтегазовых компаний в северные моря, возрастающий поток туристов. В последние годы также стремительно нарастает угроза, связанная с увеличением судоходства в российской Арктике. Так, проведенное WWF исследование показало, что в одном из ключевых местообитаний моржа – на островах Ненецкого заповедника – зафиксировано большое количество заходов судов в охранную зону без каких-либо разрешений. Судовладельцы не считают необходимым соблюдать природоохранный режим заповедника. Это говорит о том, что даже в самых чувствительных, закрытых акваториях судоходство становится серьезной угрозой редким ластоногим.
«С самого начала существования экспертно-консультативной группы в ее состав входят представители нефтегазового сектора, и сегодня можно с уверенностью говорить о том, что деятельность группы во многом помогла компаниям в разработке программ мониторинга и снижения негативного воздействия на редких морских млекопитающих, - отметил руководитель программы по экологической политике ТЭК WWF России Алексей Книжников. - Сегодня мы видим, что необходимо также вовлекать в работу судоходные компании, чтобы вместе искать способы уменьшения опасности для моржей от прохода судов, в частности, при построении маршрутов учитывать ключевые места обитания этих животных».