Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

В стране котлет, портвейна и рок-н-ролла. НеРецензия на фильм «Лето» Кирилла Серебренникова

«Лето, я изжарен как котлета» - одна из известнейших песен Майка Науменко и его суперпопулярного «Зоопарка». Не такого заумного, как «Аквариум», но и не такого простецкого, как «Кино».

«Лето, я купил себе газету, Газета есть, а пива нету» - документальная зарисовка ситуации в советской торговле начала 80-х годов ХХ века. Тогда (до Горбачёва) вино-водку ещё можно было найти. А вот с пивом… особенно в жару… особенно в воскресенье… уже напряги.

Коренной ростовчанин Кирилл Серебренников решил снять фильм о том, как жила питерская продвинутая молодёжь. Специально не уточняю – музыканты. Также жили и художники, и киношные, и представители других творческих профессий из начинающих. Портвейн, музон, интимные отношения… и искусство, как оправдание такого стиля жизни.

«Рок-н-ролл мёртв» - написал тогда Гребенщиков. Написал практически на моих глазах, по крайней мере, репетировал её с Севой Гаккелем в моём присутствии на кухне квартиры, где снимали «Иванова». С утра, с похмелья. Виолончель «Аквариума» во что-то там не попадал, ругался, обижался, грозился – «вот брошу всё, уйду в «митьки». Для меня тогда было пустым звуком.

Кокетничал Боря. Рок-н-ролл в те годы был ещё как жив! Концертов не было… зато кассеты расходились бешеными тиражами, и только дурацкая советская власть из принципов (читай Нину Андрееву) не хотела принять участия в дележе прибыли.

Русский рок в те годы убрал все официальные ВИА, оказавшиеся неготовыми к такой конкуренции. Не по доходам, по влиянию на умы. Именно поэтому начались гонения даже на почти уже официальную «Машину времени». Что в ней такого было антисоветского, если не считать «Марионеток» или «Битвы с дураками» (и то при наличии какой-то фантазии)? Началось при Андропове… злобный филин больными почками почувствовал в этих текстах скрытую крамолу и дал команду фас.

Антисоветским был сам образ жизни – эти парни не хотели строить БАМ и даже агитировать за него в своих песнях. Они не хотели носить техасы пошива «Большевичка». Они хотели от противоположного пола секса, а не чистой комсомольской дружбы. Они смотрели за бугор, а не в учебники по научному коммунизму. Сажать таких… вроде бы уже не комильфо, разве что, в психушку. И то вражеские «голоса» взвоют, в «железном занавесе» в следствии общего развития коммуникативной техники стали появляться прорехи.

Значит, надо задавить по-другому. Безденежьем, безработицей по-советски. Вот и появилось «поколение дворников и сторожей».

Гребню «Лето» не понравилось. «Там показано, что мы только и хотели, что трахаться и пить». Не только, Боб, ещё снимать фильмы, писать картины и играть музыку. А вот в свободное от этого время – да, пить и трахаться, ты просто забыл. Могу напомнить конкретные ситуации и имена… да стоит ли?

«Лето», конечно, не байопик. «Лето» - атмосферный музыкальный фильм с узнаваемыми персонажами, в знакомых интерьерах, но не точных ситуациях. Тусовка музыкантов на балтийском взморье тоже, что и мосфильмовцев на какой-нибудь подмосковной речке. Единственное, не гнобили в те года состоявшиеся рокеры своих начинающих коллег, как показано в фильме. На официальной эстраде – это да, борьба за место в эфире и у кассы, сами не напакостят, так за спиной хихикнут. А в подполье какая конкуренция? В первый свой приезд к нам (утвердили без проб, под него и писалось) БГ рассказывал о новых музыкальных веяниях в городе на Неве – «у нас появился раскосый птушник с гитарой, бестолочь, но мотор». По-доброму было сказано, я помню интонацию.

Кстати, кому на режиссёра обижаться, так только не Борис Борисычу. Я аж вздрагивал, насколько точно подобран актёр для этой роли – и внешне, и интонационно, и по пластике. Не узнал себя того, поза-поза-позавчерашнего? Или узнал, но не понравился? Что ж, бывает.

Любовный треугольник – Майк-Наташа-Цой. А что такого? В той тусовке увести подругу у товарища было за спорт, тот же Гребенщиков женился на бывшей девушке Гаккеля (та до сих пор жалеет). Но речь именно о подругах, а не о жёнах, в последнем случае включался кодекс чести. Так и показал Серебренников – отношения у Вити с Натахой почти платонические, на грани более глубокой заинтересованности. Гитара в кровати вместо кавказского кинжала… ну, вы понимаете.

В этой части фильма, на мой взгляд, самое интересное – реакция Майка. С одной стороны, рокеры – люди широких прогрессивных взглядов, а ревность – это что-то мещанское. В таких компаниях часто действовал принцип – «адресованная другу ходит девочка по кругу». Морщитесь? Значит, вы из другой тусовки.

Но речь о жене, подруге всей жизни. Майк и хорохорится на людях, даже при ней. А внутри, один на один с собой его ещё как ломает. Очень знакомая мне ситуация, вот, где правда жизни в полный рост.

Вообще, тема жён русских рокером достойна отдельного сценария. Трагического. Девчонки выходили замуж за изгоев социалистического общества, обречённых на вечное безденежное прозябание, куда там декабристкам. И вдруг… перестроечный взрыв, беснующиеся стадионы, чемоданы баблА. Кто-то быстро поменял старую жену на новую, как оно чаще всего и бывает при изменении статуса – из грязи шагнул в князя.

У верных мужей… другая проблема. На волне достатка их спутницы жизни стали… спиваться. От больших денег, от неумения развлекаться по-другому (какие СПА в конце 80-х), от безделья и собственной самонедостаточности – из боевых подруг они превратились в тихую гавань, где отдыхают от гастролей и кутежей. Я это наблюдал на примере семейной драмы Дюши Романова (флейтист «Аквариума»), его Галочка просто сгорела, и он сам вскорости за ней ушёл.

О Цое я всегда слышал, что его первой настоящей любовью была Марьяна. Которая прибрала к рукам начинающую звезду и деловой хваткой, и обустроенным бытом – Витя попал в приличную номенклатурную семью. Это поднявшись, он начал заинтересованно посматривать по сторонам… а кто бы не стал в его ситуации? По крайней мере, их роман с Натальей, если таковой был, то больше в устах впечатлительной рассказчицы.

Второй пласт – жизнь рок-тусовки того периода. Кто не пробирался на сейшина через окно в институтском туалете, тот жизни не видел (я пробирался). Кто придумал квартирники? Вы вряд ли найдёте ответ на вопрос… ибо этот способ заработать денег в тех условиях лежал на поверхности. Кликнуть всех, чьи телефоны в твоей записной книжке, поставить в прихожей таз для денег… до ста рублей набегало, столько не каждый народный за сольник получал (если официально). Мы, например, таким образом собирали Боре на билет до Питера… четыре раза - обмывали окончание съёмочного периода на все… и по новой. Никто не подсказал, как собрать, сами допёрли, наверное, в воздухе витало.

Вы спрашиваете, чем тогдашний андеграунд отличался от люмпенов с рабочих окраин? Тем, что не только пили-матерились, но и снимали, писали, музицировали. Не нравится? Отойдите в сторонку.

Очень показательны экранные попытки рокеров попасть в официальную орбиту. Обязательно через комсомол. Запудрить мозги райкомовским культурологам, что «алюминиевые огурцы на брезентовом поле» - это не идеологическая издёвка над пролетариями-металлургами, а сатира на художников-авангардистов. Если что, последние поймут и простят. Да, советский душняк, но Серебренников с его взглядами, обидами и талантами мог снять ещё поязвительней (как Герман-младший «Довлатова»). Но не стал, задача другая.

Чёрно-белая картинка соответствует… у меня то время в памяти тоже двухцветное (несмотря на все шалости). Калейдоскоп красок начинается с перестройки.

Когда «Лето» объявили в номинации Канн, вряд ли кому-то не пришла в голову мысль – мировая культурная общественность решила поддержать домашнего арестанта (в деле «Седьмой студии» я ни в чём не уверен), что-то Кирюше обязательно обломится. Обломилось… но не ему, к саундтреку Серебренников не имеет никакого отношения. А нечего было делать вставку «Этого на самом деле не было», сам задал несерьёзный тон. Довыёживался.

Потому что это всё было, Было, БЫЛО. Пусть и не так. И кое-кто жив до сих пор. Гребень. Кинчев. Или Черток…

P.S. Перечитал написанное. Совсем не рецензия получилась. Так я и не претендую…

Леонид Черток     


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Декабрь 2024 (278)
Ноябрь 2024 (413)
Октябрь 2024 (409)
Сентябрь 2024 (343)
Август 2024 (343)
Июль 2024 (331)







Деньги


все материалы
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20