Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

"Скиф" с фигой в кармане. Опыт кинорецензии от Анатолия Беднова

Вышедший на российские экраны фильм Рустама Мосафира «Скиф» – кажется, первый опыт отечественного кинематографа на тему древнего евразийского народа. Каким вышел первый скифский блин, пусть судят зрители. Я же позволю себе субъективные рассуждения об увиденном на экране.

Тьмутараканское славянское княжество (Тамань + Крым). Уже не языческая, но еще не вполне православная черноморская Русь. То самое пушкинское Лукоморье, остров Буян, Боспор Киммерийский, Таврида… Сюжетов и натуры – на десятки фильмов. Сюжет мосафировского «Скифа» весьма немудрен: у дружинника Лютобора похитила жену и ребенка, ему предстоит не только вернуть родных людей, но и найти и сдать заказчика покушения на тьмутараканского князя. В общем, классическая тема бесконечных сериалов «про ментов», «про спецназ», «про бывшего десантника» и т.д., только в средневековом антураже. А он весьма своеобразен: голая земля, ни листочка, ни травинки, ни цветка – один в один Мордор с окрестностями. В общем, Крым до наступления ВЕСНЫ (намек понятен?). Пейзаж социальный – Россия девяностых или Крым в составе «самостийной»: разборки, стрелки, похищения, оргии «быков» с «телками» прямо в княжьих апартаментах, и, разумеется, профессиональные убийцы. Роль корпорации киллеров играет община скифов – каким-то чудом выживших после полуторатысячелетних исторических передряг в Крыму. Могли в XI-XII вв. в Крыму жить скифы? Почему нет? Готы, например, дожили c «темных веков» до екатерининских времен, то есть те же полтора тысячелетия. Смущает иное.

Во-первых, скифы в фильме поклоняются греческому богу войны Аресу. Да, именно так именовали воинское божество скифов эллинские источники. Но неужели трудно было покопаться в мифологии других ираноязычных народов, поискать аналог (скажем, персидского Вертрагну?) вместо того, чтобы тупо повторять очевидный ляп, пусть даже освященный именами древнегреческих историков? Это первое, что бросится в глаза человеку, мало-мальски знакомому с историей и культурой скифов.

Во-вторых, корпорация наемных убийц, воспитываемых с малолетства – нечто среднестатистическое между японскими ниндзя и российскими гопниками из АУЕ – кому и зачем оно нужно? К чему превращать как бы историческое кино в заурядный детектив о борьбе с мафией? И, самое главное – зачем походя, почем зря порочить наших предтеч, когда-то владевших Евразией? В фильме даже «положительный» скиф Куница – и тот выглядит заурядным головорезом.

В-третьих, откуда в Крыму появились берендеи – тюркское племя, некогда верой и правдой служившее русским князьям, сначала в Среднем Поднепровье, затем – в ярославских, ростовских и суздальских землях, где от тех времен сохранилась тюркская топонимика? Почему тюрки поклоняются славянскому богу Велесу? Откуда у них берсеркеры? Главный герой Лютобор, испив зелья, сам превращается в берсеркера, сметающего все на своем пути. Вообще-то, как сказано выше, в Крыму жили готы, германское племя, у которых вполне могли быть такие бешеные воины. Зачем понадобилось подменять их берендеями? У создателей фильма, похоже, в голове винегрет из исторических фактов и имен.

И, наконец, четвертое. Лютобор уговаривает последних из скифов перейти в подданство тьмутараканскому князю. Последний же поступает подлее некуда: окружает немногочисленных скифов всадниками-лучниками из союзного ему степного племени и те хладнокровно расстреливают всех, невзирая на пол и возраст. Спасаются в финальных кадрах только чудом выжившая женщина и ребенок. В общем, коренные крымчане по весне решили честно и искренне принять русское подданство – а их перебили! Что это – нарочито извлеченная из кармана фига – «Нате!»?
Особенно в свете предстоящих президентских выборов, на фоне арестов и судов над крымско-татарскими активистами и некоторыми другими местными деятелями? Не думаю, что авторы сознательно сделали выпад в адрес российской политики в Крыму – что греха таить, часто непоследовательной и противоречивой. Однако получилась-то именно большая политическая фига под вывеской патриотического кино. Так что, с одной стороны – очередное обличение разбойных девяностых, псевдославянского неоязычества, то есть вполне в русле официальной пропаганды, с другой – подло обманутые новым сувереном крымчане, т.е. пропаганда прямо противоположного направления. Плюс – переизбыток мочилова, нехитрая мораль – «или ты его, или он тебя», брутальненько, как говорится… Вдобавок, непонятно, какого все-таки вероисповедания Лютобор. Вроде с язычниками враждует, с другой стороны, если православный, то должен носить второе имя, христианское, как Владимир «Наше все» Креститель, при крещении нареченный Василием. В святцах-то никакого «Лютобора» нет, и не было.

Так может, лучше вообще без пропагандистских моментов, без назойливо лезущих в глаза аллюзий, бандитов и киллеров в скифских и древнерусских костюмах? Не лучше ли экранизировать классические отечественные произведения на скифскую тему – «Огни на курганах» Василия Яна или «Атоссу» Николая Ульянова?

Анатолий Беднов









Вы решили начать зарабатывать на фондовом рынке? Предлагаем вам получше узнать о форексе по сслыке http://forex-trade.com.ua. Реальная возможность заработать реальные деньги.

(оригинал на http://newskif.su/2018/4933/)


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Апрель 2024 (352)
Март 2024 (330)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)
Ноябрь 2023 (335)







Деньги


все материалы
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20