Так! — отвечали странники:
Кость белая, кость черная —
И поглядеть, так разные:
Им разный и почет.
Н.А.Некрасов: «Кому на Руси жить хорошо».
За семь лет до событий 1917 года Лев Толстой в очерке «Три дня в деревне» размышлял: «Не будь у русского народа религиозного сознания, эти люди, дошедшие до последней степени отчаяния, не только разнесли бы все дома богатых, но и поубивали бы всех, кто стоит на их дороге... В письмах такие люди говорят мне, что на то, что делают с народом власть и богатые, можно и нужно отвечать только одним: мстить, мстить и мстить».
Не остановило русских людей «религиозное сознание», страшно ответил народ за века унижений и попрания справедливости, взорвался котёл «кипящего разума возмущённого», выбросив накопленную за тысячу лет энергию ненависти главного русского Раскола – между Чёрной и Белой костью.
В прошлом находятся многие ответы настоящего и будущего.
В российских газетах первой половины XIX века значительную часть выпусков занимал раздел объявлений «О пойманных бродягах».
Пример из Архангельских губернских ведомостей от 14 сентября 1838 года: «В С.Петербургской губернии пойманы, с описанием примет, нижепоименованные бродяги, назвавшие себя: 1) Филипп Федоров Лебедев – Тульского помещика Александра Левашова дворовым человеком; рост 2 арш, 4 верш., волосы на голове и бровях светлорусые, глаза серые, нос острый, рот и подбородок посредственные, лицо белое, от рода 20 лет, особых примет не имеет». И т.д. и т.п., сотни, тысячи судеб подневольных людей.
Ловили искателей свободы, возвращали хозяевам. Не хлебом-солью встречались беглецы, розгами да плетьми, прочими истязаниями телесными и работой тяжкой. Любые злодеяния владельцев «двуногой скотины» оправдывало крепостное право. Отменили его царским указом всего лишь полтора века назад. Для истории страны или рода - незначительный срок. На его начальном этапе сын крепостного крестьянина Антон Чехов призвал «по капле выдавливать из себя раба».
Рабством было крепостное право?
Или всего лишь скрепой?
В опубликованной 26 сентября 2014 года в «Российской газете» статье «Суд скорый, правый и равный для всех. Судебная реформа Александра II: уроки для правового развития России» Валерий Зорькин (председатель Конституционного суда России),
рассуждая о «болезненности» для российского общества последствий реформы 1861 года, цитирует Некрасова: «Распалась цепь великая, распалась и ударила одним концом по барину, другим - по мужику»; задает вопрос: «Какую "цепь великую" разрушила реформа?» и даёт на него ответ: «При всех издержках крепостничества именно оно было главной скрепой, удерживающей внутреннее единство нации».
Не точна, выходит, предложенная в 1833 году графом Уваровым елейная формула «православие – самодержавие – народность», можно добавить ещё один элемент. Не забыв при этом и о батогах с палками. О них: http://rusnord.ru/culture/38694-batogi-i-palki-skrepy-v-arhangelskoy-gubernii-xviii-veka.html
Да и так ли ужасно, плохо в те времена жилось крепостному люду? Может, врали многочисленные очевидцы, напраслину возводили на лики усопших царей, князей и клерикалов, мрак нагнетали в памфлетах, поэмах, статьях, рассказах и романах?
Что ж, полистаем другие газеты.
В «Московских ведомостях» от 22 февраля 1800 года читаем объявление: «Продается шесть серых молодых лошадей легких пород, хорошо выезжанных в хомутах, которым последняя цена 1200 руб.». Где-то в среднем по 200 рублей за лошадку.
Здесь же рекламируется другой товар: «Продаются за излишеством дворовые люди: сапожник 22 лет, женаж его прачка, цена оному 500 руб., другой рещик 29 лет с женою, а жена его хорошая прачка, также белье шьет хорошо, и цена оному 400 руб., и все оные люди хорошего поведения и трезвого состояния. Видеть их могут на Остоженке, под N309».
То есть вся партия «товара» за 900 рублей. Человек по цене молодой лошади с хомутом.
Ценителям изящного предлагаются «три девушки видные 14 и 15 лет и всякому рукоделию знающие, кошельки с вензельками вяжут и одна из них на гуслях играет. Видеть и о цене узнать Арбатской части 1 кв. N 1117»
Нужен водитель кобылы? Пожалуйста: «В доме Микулина, близ Никитских ворот, в приходе Федора Студита, продается 21 года кучер, хорошего поведения».
Желаете других специалистов? Есть и они: «За Сухаревой башней, в 3-й Мещанской улице, в доме Г. Кавелина продается кожевенный мастер, 26 лет, с женою, да девка рабочая».
Или: «Продается вдова 33 лет, всю черную работу умеющая, и девки 16 и 11 лет, к ученью понятные, хорошего поведения, в приходе Николы в Хамовниках, в доме Красовского».
Мальчика ищите по сходной цене? Госпожа Насаткина предлагает: «Продается мальчик 15 лет, для учения способной, Хамовнической части 3 кварт. в приходе Знамения, что в Зубове, в доме Гжи. Насаткиной. Цена 300р.»
Торговля человеческим товаром в России с начала XVIII и до середины XIX столетий была заурядным делом. Будущий декабрист Николай Тургенев об этом: «торг сей простирался до того, что в Санкт-Петербург привозили людей барками для продажи». Крупные невольничьи рынки находились также в Москве, Нижнем Новгороде и Самаре. Людей продавали оптом и в розницу, зачастую разделяя семьи, разлучая детей с родителями и жён с мужьями.
Рабами торговали?
Рабство было главной скрепой единства нации?
Или крепостные всё же не являлись рабами?
Пытались и пытаются обелить крепостничество ура-патриоты. В отличие от них, правители минувших времён называли «вещи» своими именами.
Например, в изданном в 1647 году совместном царско-церковном указе содержится запрет «господину и госпоже, рабам и свободным» работать в субботу после того, «как начнут благовестить в соборной церкви к вечерне».
И даже шеф корпуса жандармов, граф Бенкендорф, в секретном донесении на имя императора Николая Первого признавал: «Во всей России только народ-победитель, русские крестьяне, находятся в состоянии рабства; все остальные: финны, татары, эсты, латыши, мордва, чуваши и т.д. – свободны».
С крепостными «благородные» собственники обращались порой хуже, чем со скотом. Французский мемуарист Пьяссенанс свидетельствует: «Наказание рабов изменяется сообразно с расположением духа и характером господина или заступающего его место... Самые обычные исправительные средства — палки, плети и розги. Наказание производится обыкновенно в конюшне или в другом отдаленном месте. Я видел, что палками наказывали как за кражу, так и за опрокинутую солонку (последнее, по русской примете предзнаменует большое несчастие, и потому такое преступление редко прощается), за пьянство и за легкое непослушание, за дурно сжаренную курицу и за пересоленный суп. Какие предосторожности ни принимал я, чтобы не быть свидетелем жестоких наказаний, — они так часты, так обычны в деревнях, что невозможно не слышать сплошь и рядом криков несчастных жертв бесчеловечного произвола. Эти пронзительные вопли преследовали меня даже во сне».
Крепостных безнаказанно истязали, калечили, проигрывали в карты и убивали. По мнению В.О. Ключевского в Российской империи «образовался худший вид крепостной неволи, какой знала Европа, — прикрепление не к земле, как было на Западе, даже не к состоянию, как было у нас в эпоху Уложения, а к лицу владельца, т. е. к чистому произволу».
Почему так сложилось?
«Нельзя не заметить с особенным удивлением участи, которую в последствии веков имел простой народ русский, — писал Николай Тургенев в 1819 году. — В европейских государствах существовавшее там рабство произошло от завоевания. Варвары нагрянули на Европу, воспользовались правом победителей и из побежденных сделали рабов. Напротив того, в России народ русский сверг с себя постыдное и долго томившее его иго татарское, и при том случилось, что побежденные, т. е. татары, остались свободными, и многие из них вступили в сословие дворян, а большая часть победителей, т. е. большая часть коренного народа русского, была порабощена».
Есть у этого мрачного процесса хронология.
В 1641 году срок сыска беглых крестьян увеличен до 10 лет.
Соборное уложение 1649 года установило бессрочный сыск беглых крестьян.
И, наконец, податная реформа Петра I окончательно прикрепила крестьян к земле. Царя Петра нарекли «великим реформатором», забывая о том, что его деяния обернулись для России двумя веками рабства, и как следствие - нарастающей социальной и экономической отсталостью. Кстати, на поморском севере царя называли «душегубом» и «антихристом».
Французский философ Клод Адриан Гельвеций через сорок лет после смерти Петра I предположил, что радикальные революционные преобразования в той или иной стране, вызванные не общественной потребностью, а субъективной волей авторитарного гения, располагающего абсолютной властью, неизбежно выдыхаются с исчезновением диктатора. И потому со смертью Петра Великого, по мнению философа, Россия была обречена впасть в варварство.
Спустя два века опальный советский экономист Александр Спундэ в тайной, опубликованной лишь недавно работе «Очерки экономической истории русской буржуазии» (1948 — 1951 годы) пришёл к выводу о реакционности реформ Петра Великого. По его мнению, «варварство», наблюдаемое в России после правления Петра I, было обусловлено изначальной неэффективностью «крепостной фабрики», созданной для решения «непосредственной узкозлободневной задачи преодоления военной слабости России».
Решение этой задачи стоило России миллионов жизней. При царе Алексее Михайловиче население государства достигло 20 миллионов человек. К концу царствования его сына (1625 год) оно сократилось до 14 миллионов человек. Шесть миллионов жизней – и такова цена петровских реформ. Восстановились эти людские потери лишь к началу царствования Екатерины Великой (1762 год).
Кстати, повторение насильственных петровских реформ Спундэ увидел в сталинской индустриализации и отметил объединяющие их черты – на первом этапе, из-за повышения степени централизации экономики, её резкий рост, а затем столь же стремительное отставание от других, развивающихся по экономическим законам капитализма стран.
И этот диагноз с кончиной советской экономики подтвердился.
На чём держалось крепостное право?
Христианское православие и самодержавие – вот его столпы. Осенённая ими двухвековая гиперсанкция против собственного народа в значительной мере затормозила социально-экономическое развитие России и оказала негативное влияние на характер и нравственность крепостных и помещиков, а также их потомков.
Следует сказать, что в крепостной зависимости находились далеко не все российские крестьяне. Значительную долю сельского населения составляли государственные крестьяне. Так, согласно данным восьмой ревизии 1836 года их насчитывалось 9 млн. душ мужского пола, или 42% всего крестьянского населения. Они обладали личными и имущественными правами, свободой в выборе занятий, имели свой выборный суд и выборное управление, имели право жаловаться на государственных чиновников.
На огромной части России крепостного права не было. Не действовали его уложения в русском Поморье, сибирских и дальневосточных губерниях, казачьих областях, Бесарабии, на Северном Кавказе, в Закавказье, прибалтийских землях, Финляндии и Аляске. К концу царствования Николая I доля помещичьих крепостных крестьян, по разным оценкам, сократилась до 35-45%. Согласно переписи населения 1857—1859 годов, в крепостной зависимости находилось 23,1 миллиона человек (обоих полов) из 62,5 миллионов человек, населявших Российскую империю.
Не мирился народ с положением, в котором он оказался по воле сановных мерзавцев. Русский философ и публицист Пётр Чаадаев, кстати, объявленный правительством сумасшедшим за свои сочинения, писал в запрещённых к публикации «Философических письмах»: «Горе народу, если рабство не смогло его унизить, такой народ создан, чтобы быть рабом».
Нет, не создан русский народ, чтобы быть рабом. Народные восстания XVII-XVIII веков об этом говорят. В 1841 году граф Бенкендорф доносил царю: «...Мысль о свободе крестьян тлеет между ними беспрерывно. Эти темные идеи мужиков все более и более развиваются, и сулят нечто нехорошее».
Это «нечто» отразили цифры бесстрастной статистики. Согласно данным ежегодных отчетов III Отделения, направленных на высочайшее имя, а также донесений губернаторов министру внутренних дел и рапортов штаб-офицеров с 1801 года по 5 марта 1861 года (день обнародования манифеста 19 февраля об отмене крепостного права) в России было 1467 крестьянских волнений (помещичьих крестьян); из них на первую четверть столетия 1801-1825 гг. падает 281(19%), в1826-1854 – 712 (49%) и на период 1855 – начало 1861 г. – 474 волнения. То есть в первой четверти ХIХ века ежегодно имело место более 11 волнений, в 1826-1854 гг. их было более 24, а в 1855-1861 гг. более 79.
Крестьянские волнения выражались и в форме индивидуального террора. Так, по преуменьшенным данным Министерства внутренних дел с 1836 по 1851 г. убито 139 помещиков и управляющих имениями, произведено 70 покушений. Только за четыре года, с 1852 по 1855 г., убийств и покушений было 591.
На смену беглецам-одиночкам приходят массовые побеги селений и даже волостей, называемые «бунтами», оборачивающимися зачастую кровопролитными столкновениями с воинскими отрядами.
И чего рабам не жилось у «отцов-помещиков»? О чём думали наши предки, когда убегали, бунтовали, воевали с чужеземными захватчиками, открывали новые земли?
Возможно, о справедливости?
Разные этимологии предлагаются исследователями этому слову. Одна из них связывает происхождение его корня с древнеславянским прилагательным «правъ», означающим «прямой», «не отклоняющийся в стороны».
Долгими, тернистыми, извилистыми бывают тропы и тракты до выхода на прямой путь. Дорогу осилит идущий.
Александр Чашев